Ив Кляйн родился 28 апреля 1928 в Ницце, в семье художников. Фред Кляйн, его отец, писал картины в стиле постимпрессионизма, а мать, Мари Раймон, создавала абстракции в направлении ташизм.
Детство Ив провёл в Париже, каждое лето приезжая к любимой тёте, сестре матери, Розе Раймон в Кань-сюр-Мер, недалеко от Ниццы.
Художественного образования он не получил, но обучался в Высшей школе торгового мореходства и в Высшей школе восточных языков. А ещё посещал секцию дзюдо, которое страстно любил и, что примечательно, бóльшую часть жизни зарабатывал как инструктор по дзюдо.
Ещё он любил путешествовать, и в 20 лет объездил всю Италию, затем поступил на военную службу в Германию, а после – отправился в Лондон вместе со своим другом Клодом Паскалем.
В 1951 году Кляйн уехал в Мадрид, где, как обычно, стал посещать клуб дзюдо. В этом клубе он сдружился с руководителем – Фернандо де Сарабия, чей отец был издателем. Именно в его гравировальной студии Кляйн позднее создаст свои первые монохромы: одноцветные прямоугольники, озаглавленные названиями городов – Париж, Ницца, Токио, Мадрид. Предисловие к каталогу монохромов написал, вернее, нарисовал, Клод Паскаль: черные полосы-строки, лишь издали напоминающие текст.
Из Мадрида Кляйн отправился в Токио, в институт Кодокан – мекку дзюдоистов. Проведя там чуть более года, он успел написать книгу о дзюдо и получить чёрный пояс – большое достижение, особенно для европейца.
Вернувшись в Париж, Ив рассчитывал занять какую-нибудь должность во французской федерации дзюдо. К счастью, ему это не удалось.
Весной 1955 года Кляйн хотел поучаствовать в салоне Réalités Nouvelles, посвящённом абстрактной живописи, со своим оранжевым монохромом «Expression de l’univers de la couleur mine orange». Это была прямоугольная деревянная панель, покрытая матовой оранжевой краской с подписью YK и датой: май 1955 года. Жюри отклонило работу, попросив начинающего художника добавить какой-нибудь штрих, точку, пятнышко – хоть что-нибудь. Разумеется, он отказался.
Вместо этого Кляйн продолжил выставлять свои монохромные работы. На одной из выставок он познакомился с галеристкой Ирис Клер, которая в будущем неоднократно устраивала у себя его экспериментальные шоу.
Тем не менее, Кляйна не устраивала реакция публики на его красные, оранжевые, розовые монохромы. Они воспринимали их как интерьерные абстракции. И тогда он решил сфокусироваться на синем цвете. Почему именно синий? Существует много теорий. Во-первых, значимый цвет в эзотерике и восточном мистицизме, которыми Кляйн увлекался на протяжении всей жизни. Во-вторых, синева неба и моря Ниццы. Художник заявлял, что ему привиделось, будто он подписал небо с обратной стороны, таким образом присвоив себе его цвет. Есть мнение, что это наиболее абстрактный из цветов, вызывающий минимум ассоциаций. Разве что только с небом или морем. И это только часть предположений.
В любом случае, в 1957 году Ив Кляйн выставил 11 одинаковых синих полотен в галерее в Милане. Работы не отличались друг от друга ничем, кроме цены. Данный жест оценил известный художник-абстракционист Лючио Фонтана и приобрёл одну из работ. В целом выставка имела успех и вызвала общественный резонанс. Оставшиеся 10 картин позднее выставлялись в Париже у Ирис Клер и в Лондоне. Все экспозиции сопровождались оживлёнными дискуссиями о границах искусства. Наконец об Иве Кляйне заговорили, и он решил окончательно сфокусироваться на синем цвете.
IKB
Кляйн много экспериментировал с ультрамарином: он хотел добиться яркости сырого пигмента, который обычно тускнел из-за смешивания с закрепителем. И вот однажды, благодаря торговцу красками Эдуару Адаму, художник открыл для себя синтетическую смолу «Rhodopas M60A», которая позволила добиться желаемого эффекта: при смешивании с ней ультрамарин полностью сохранял свои цветовые характеристики.
Кляйн был так счастлив долгожданной находке, что запатентовал рецепт под названием International Klein Blue – международный синий Кляйна. Таким образом, патент был выдан не на определённый оттенок синего цвета, а на технологию его получения.
ВОЗДУХ
В 1958 году парижане получили синие конверты с синими приглашениями внутри.
Около галереи Ирис Клер собралось примерно 3000 человек, вход охраняли гвардейцы, внутрь пускали группы по 10 человек. Люди стояли в огромной очереди, ждали, и всё ради того, чтобы увидеть...пустоту.
За синим окном, синей дверью и синим же занавесом не было ровным счётом ничего. Просто пустое белое пространство, где стоял шкаф, который едва ли походил на экспонат.
Гостей, пребывавших в полнейшем недоумении, успокаивали официанты а синей форме, предлагавшие им синие коктейли.
ВОДА
Помимо пустоты, то есть воздуха, Кляйн работал и с другими стихиями.
Прикрепив выкрашенный синим цветом холст к крыше автомобиля, Кляйн поехал в дождь из Парижа в Кань-сюр-Мер. По дороге холст естественным образом подвергся воздействию ветра, дождя и пыли. Художник назвал это «Космогонией».
ОГОНЬ
На самой крупной прижизненной выставке Ива Кляйна в музее Haus Lange в немецком Крефельде, среди синих, розовых и золотых монохромов, стояла «Стена огня». Она представляла собой 50 газовых горелок, расположенных в 5 рядов. На закрытии Кляйн создал первую «огненную живопись», поднося специально обработанный картон к горящим горелкам. Позднее он повторял «огненную живопись» с помощью огнемёта и бенгальских огней.
ЧЕЛОВЕК
В начале 1960 года Кляйн вместе со своим соратником, критиком Пьером Рестани, сделал отпечатки своей жены Ротраут на большом листе бумаги. Они назвали это «Антропометрия». Спустя месяц состоялась публичная демонстрация концепта.
Три обнажённые модели покрыли себя синей краской и оставили отпечатки своих тел на белых листах, закреплённых на стенах и полу галереи. Перформанс проходил под «Монотонную симфонию», которую Кляйн сочинил сам: одна нота звучала десять минут, потом десять минут длилась пауза, далее – рефрен. За действом наблюдала официально одетая публика, а после состоялась дискуссия на тему увиденного.
После этого перформанса Ив Кляйн стал настоящей знаменитостью в Европе.
Во время очередной серии «Антропометрий» в Париже, происходящее снимал Паоло Кавара для фильма Гуалтьеро Якопетти «Собачий мир», первого из серии мондо-фильмов (тип документальных фильмов, демонстрирующих сенсационные или шокирующие события). Фильм участвовал в Каннском фестивале.
Ив Кляйн посетил премьеру на кинофестивале. И был по-настоящему ошеломлён и подавлен увиденным.
Сюжет фильма строился на контрастных кадрах. Непринужденные зарисовки светской жизни сменялись картинами пугающего религиозного фанатизма, кровопролития, жестокого обращения к животными и прочим безумием. Перформанс Кляйна выглядел нелепостью на фоне всех показанных ужасов.
В тот же вечер у него случился первый сердечный приступ. Через три дня последовал еще один. Третий приступ стал последним.
Ив Кляйн прожил всего 34 года, из которых лишь 8 посвятил искусству. Но его жизнь, в частности, творческая, была яркой и насыщенной, точно как и его именной оттенок синего цвета. Кляйн был настоящим первооткрывателем, обозначившим путь концептуалистам, акционистам и другим авангардистам. Он показал, что художественный жест может быть важнее самого произведения.