Как мы писали ранее, серия «Oneiric» имеет много неслучайных особенностей исполнения: «В кино сцены, маркирующие сновидения, часто обесцвечивают, чтобы выделить из общего визуального ряда. В своих работах из этой серии я тоже отказалась от богатой цветовой палитры, свойственной моей живописи. Обращение к аскетичному почти монохромному колориту позволяет создать ощущение погруженности фигур в глубокое иммерсивное пространство, физические параметры которого остаются нераскрытыми», — рассказывает художница.
Кроме общего контекста, нас заинтересовали и более детальные смысловые опорные точки. Например, единственной работой из серии, имеющей непосредственную отсылку к фильму, является «Ritual in Transfigured Time». Вдохновением здесь послужил 15-минутный фильм режиссера-экспериментатора и значимой фигуры сцены авангарда 40-х и 50-х годов, Майи Дерен. Именно её творчество Мария цитирует в качестве прямого примера онейрической атмосферы.
Более того, тут и там в картинах «Oneiric» фигурируют зеркала и окна, как метафора «трансграничного» состояния между сном и реальностью, некоего экрана, по обе стороны которого находятся персонажи. Здесь символика передаёт беспомощность перед неподконтрольностью событий, которые сложно поддаются интерпретации и логике. Именно это неуловимое и в то же время стойкое ощущение сопровождает нас во время пробуждения и, будто утренняя дымка, с каждой минутой всё сильнее бледнеет в сознании.
В рамках выставки также обращает на себя внимание 24-часовая видеоинсталляция, «The Cashier», исполненная двумя медиахудожниками— Анной Корниенко и Николаем Желудовичем из проекта random.project300.
В центре сумрачной композиции мы видим кассира, который бесконечно пробивает двигающиеся на ленте продукты. Основанная на сновидении автора, видеоработа аллегорически отображает травматический опыт из прошлого и последующий страх всю жизнь заниматься нелюбимым делом, так и не проснувшись.