МОДА

ВАРСТ. ПРОЗОДЕЖДА


Кто придумал униформу для разных профессий? Откуда взялись карманы на комбинезонах? Как зарождались идеи массового производства одежды?

Чтобы найти ответы на эти вопросы, перенесемся в Москву 20-х годов прошлого века.

ПРОЗОДЕЖДА


Столица активно заполняется новыми заводами, фабриками и спецтехникой. Работа на производстве отнимает много сил и требует максимальной эффективности. Но что нужно рабочему, чтобы не отвлекаться ни на что, кроме производственных задач? Конечно, комфорт, который в немалой степени обеспечивает одежда.

Созданием формы для людей, занятых в производстве, занимались художники-конструктивисты Варвара Степанова и её муж - Александр Родченко.

Прозодежда - сокращенно от "производственная одежда", их легендарное детище.

Основной целью прозодежды ставилась утилитарность, тем не менее, художники предполагали её визуальное сочетание с техникой. Геометричные узоры в стиле конструктивизма отлично отвечали этим требованиям.

ВАРСТ


Художественные произведения  Варвары Степановой хранятся в ведущих музеях мира.

Родилась Варвара Фёдоровна Степанова 5 ноября 1894 года в Ковно (ныне Каунас, Литва). В 1910 году она поступила в Казанскую художественную школу, где познакомилась с Александром Родченко - своим будущим мужем и соратником. Вскоре они переехали в Москву. Степанова продолжила получать художественное образование в студиях у Ильи Машкова и Константина Юона, а позже - в Строгановском художественно-промышленном училище.

Варвара Фёдоровна активно участвовала в жизни московского авангардизма, увлекалась экспериментальной «трансрациональной» поэзией, выставлялась с конструктивистами, преподавала.

А в 1921 году Степанова всерьёз увлеклась дизайном текстиля.

Будучи активным членом «ЛЕФ» («Левого фронта искусств»), Варвара Фёдоровна оформляла одноименный журнал.

В 1923 году в нём вышла статья «Костюм сегодняшнего дня - прозодежда». Автор - Варст.

Конечно же это была статья Варвары Степановой, вышедшая под псевдонимом. В ней были изложены совершенно новые принципы конструирования одежды, в основе которых лежали удобство и функциональность.

Прозодежда - одежда новой формации, созданная специально для рабочих. Весь её дизайн исходил из производственных задач каждой профессии. Прозодежда лишена «тайн обаяния ручной индивидуальной работы портного».
Количество, размер и расположение карманов, зависел от инструментов, которыми пользовался рабочий-специалист. Выбор материала тоже определялся особенностями производственной деятельности.

Степанова предлагала заменить украшение костюма самим процессом его производства. То есть не прикреплять к костюму декоративные детали, а выставить напоказ, выделить швы, карманы и молнии.

«Нет больше глухих кустарных швов, есть индустриальная строчка швейной машины» - цитата из статьи Степановой звучит как лозунг, определяющий переход от кустарных форм производства к «индустриально-массовой выработке».

АГИТТЕКСТИТЬ И ГЕОМЕТРИЯ


В 1924 году Варвара Степанова вместе со своей подругой, авангардисткой Любовью Поповой, откликнулась на приглашение Первой ситценабивной фабрики Москвы «Циндель», опубликованное в газете «Правда». Искали текстильных проектировщиков.

На фабрике Степанова и Попова создали несколько сотен эскизов орнаментов и тканей.
Одной из их совместных разработок стал так называемый агиттекстиль — принты с серпами и молотами, тракторами, сеялками, комбайнами и аэропланами.

Другим направлением были геометрические орнаменты в духе конструктивизма. Часть эскизов запустили в производство, а самые выдающиеся участвовали на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в 1925 году в Париже.


КОМБИНЕЗОН. «СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА»


Степанова и Родченко ввели в широкое пользование комбинезон. Конечно, сам по себе комбинезон тогда уже существовал, но они переосмыслили его как удобную рабочую одежду, гендерно-нейтральную униформу.

А потом Варвара Фёдоровна спроектировала вариант комбинезона для спектакля «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина в театре Всеволода Мейерхольда. Остальные костюмы тоже придумала она, превратив актеров в живые геометрические композиции посредством орнаментов. В качестве декораций Степанова создала трюковые конструкции, задействованные в ходе спектакля. Во многом благодаря нетривиальному художественному решению, пьеса получила большой резонанс.

СПОРТ


Эксперименты Степановой не ограничились одеждой для рабочих.

В середине 1920-х годов дизайнер проектировала модели спортивной одежды. Спортодежда подчинялась тем же принципам конструирования, что и прозодежда, и видоизменялась в зависимости от вида спорта.
Отличительной особенностью стало обязательное наличие знаков и эмблем на форме, а также выбор цвета, как принадлежность той или иной команде.
Главное требование к спортодежде - минимум лишних деталей и простота ее надевания и ношения.

В 1928 году в газете «Вечерняя Москва» вышла статья Степановой «Задачи художника в текстильной промышленности. От костюма к рисунку и ткани», в которой художница акцентировала задачи новой концепции одежды: стирание социальных различий в костюме и разнообразие массовой одежды. Звучит актуально, не правда ли?

В 1929 году ее работы удостоились премии на выставке «Бытовой советский текстиль». Но на наш взгляд, гораздо важнее то, что ее идеи звучат актуально, даже спустя практически 100 лет. Причём на международном уровне. Пожалуй, это самая труднодостижимая и ценная награда. 

Варвара Степанова фактически поменяла вектор восприятия одежды как таковой, её элементов, способов производства и эксплуатации. Многое из наработок тандема Степанова-Родченко вошло в обычную жизнь современного человека. Они сформулировали основы функционала удобной рабочей и спортивной одежды, которые кажутся очевидными сегодня. А выбранная ими конструктивисткая эстетика актуальна по сей день.

Источники фотографий: togdazine.ru; getsiz.ru; vogue.com; соцсети

РЕТРОСПЕКТИВА