1. Хельмут Ньютон родился 31 октября 1920 года в Берлине, в состоятельной еврейской семье. Он описывал себя в детстве как «ужасного неженку», который «боялся всего и всех» и утверждал, что интересовался только женщинами, плаванием и фотографией.
2. В 12 лет у Хельмута появилась собственая камера, на которую он сделал 7 снимков в метро, которые не получились, поскольку оказались чересчур тёмными. Он часто прогуливал школу, снимая подруг на улицах городе в нарядах своей матери. Именно тогда Хельмут понял, что хочет стать fashion-фотографом.
Поначалу его отец не поощрял интерес сына. Однако к 16-ти годам юноши родителям стало ясно, что он точно не присоединится к работе на семейной фабрике пуговиц. Тогда его отдали в ученики к фотографу Эльзе Эрнестине Нойлендер-Симон, более известной как Ива, которая работала с портретами, обнаженной натурой и модной фотографией. Под её руководством Ньютон освоил широкоформатные камеры — 8х10s. Впоследствии Ньютон всегда вспоминал об Иве, как о великом фотографе.
3. Путь Ньютона во французский Vogue лежал через Сингапур, Мельбурн и Лондон.
В 1938 году он оказался в Сингапуре, где некоторое время работал в The Straits Times, прежде чем уехать в Мельбурн в 1940 году.
В Австралии Хельмут 5 лет служил в армии, где познакомился со своей будущей женой Джун Брунелл, тоже фотографом, работавшей под псевдонимом Элис Спрингс. Из Австралии пара ненадолго переехала в Лондон, прежде чем в 1961 году обосновалась в фешенебельном парижском районе Марэ.
4. 25 лет длилось сотрудничество Хельмута Ньютона с французским Vogue. За это время он определил свой фирменный стиль: чёрно-белые фотографии с элементами гламура, моды, эротики, портретной и документальной съёмки. Противоречивые сюжеты, гиперсексуализированные образы моделей, сочетающих в себе красоту, эротизм и силу, ниспровергли традиционные условности fashion-фотографии. Среди культовых работ того времени — кампания 1975 года «Smocking» для Ива Сен-Лорана.
5. В другой знаменитой серии — «X-ray» для Van Cleef & Arpels —Ньютон привел моделей радиологу, чтобы увидеть, как бриллианты стоимостью 3 миллиона долларов выглядят под рентгеном. Оказалось, что на снимках они полностью исчезли, остались только металлические оправы.
6. Столкновение со смертью привело его к изображению обнаженной натуры.
В декабре 1971 года Ньютон перенес сердечный приступ, после чего переосмыслил свой подход к фотографии: «Когда я выписался из больницы, я все переосмыслил. С ненужной работой и безумной конкуренцией покончено! Сегодня я фотографирую только ради денег или удовольствия». Он отказался от моды и начал фотографировать «обнаженную натуру и ничего, кроме обнаженной натуры».
Однако это быстро ему наскучило, и он вернулся в мир моды с новым энтузиазмом, интегрировав свой новый опыт работы с портретами ню в работу.
7. Ньютон редко работал в студии, предпочитая уличную съёмку. Он был большим поклонником французско-венгерского фотографа Брассая (1899–1984гг.), наиболее известного своими документальными уличными фотографиями Берлина и Парижа 1920-х годов.
8. При выборе оборудования Ньютон придерживался минималистичного подхода. Он рассказывал, что берёт с собой всего «четыре корпуса, пять объективов, стробоскоп и полароид, и все это может поместиться в одну сумку, которая весит менее 40 фунтов», что позволяло ему фотографировать где угодно.
9. За свою плодотворную карьеру Ньютон много работал для американского, итальянского, немецкого и французского Vogue, сняв 64 обложки для последнего, а также для журналов Marie Claire, Elle и Queen. Он сфотографировал множество знаменитостей, а также политиков, включая Маргарет Тэтчер.
При жизни его вклад в искусство и фотографию получил широкое признание: в 1990 году он был награжден Национальным Гран-при Франции в области фотографии, а в 1996 — получил награду Commandeur de l'Ordre des Arts et Lettres от Министерства культуры Франции.
10. Работы Хельмута Ньютона пользуются огромным спросом на арт-рынке и по сей день. Самая востребованная серия, согласно данным аукционного дома Christie's, — «Big Nudes». Наиболее доступными по цене работами мастера являются его полароидные снимки, которые он делал перед съёмками для проверки освещения. Цены на них начинаются от 6 000$, при этом каждый кадр уникален и является единственным в своём роде.
Источники фотографий: vogue.com; vogue.co.uk; christies.com; artsupp.com; соцсети