MANIÈRE
АРТ

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГУСТАВА КЛИМТА

Густав Климт – австрийский художник, один из основоположников и самых ярких представителей венского модерна. Живописец, график и мастер оформления архитектурного интерьера, его монументально-декоративные и живописные произведения отличают стилизация, символизм и эротизм.

НАЧАЛО

Жизнь Густава Климта протекала в интеллектуально-творческой атмосфере Вены в самую интересную эпоху в истории европейской культуры – fin de siècle – время, когда зарождался венский модерн.

Сын гравëра и ювелира, Климт с детства выбрал художественную карьеру. Он получил академическое образование в Вене и какое-то время работал по его канонам. В 26 лет Густав Климт удостоился императорской награды за оформление Венского театра, после чего возглавил бунт молодых австрийских художников против рамок и ограничений академической живописи, основав Венский сецессион.
Климт обрёл популярность ещё в юные годы и вплоть до самой смерти оставался любимцем публики, а его картины всегда успешно продавались.

Неисчерпаемым источником вдохновения для Густава Климта были женщины. Критики даже прозвали его «Frauenversteher» – «дамский угодник». Женские портреты Климта излучают чувственный эротизм, а вместе с ним силу и власть. В конце XIX века в творчестве художника начинается «золотой период». Климт использовал настоящее сусальное золото в своих картинах, и эти работы стали самыми знаменитыми и дорогими произведениями мастера.

«Золотая Адель», также известная как «Адель Блох-Бауэр I» (1907 г.), воплощает собой вершину «золотого периода». Адель Блох-Бауэр не раз встречается на полотнах культового австрийского художника. Муза Климта и, совместно со своим супругом Фердинандом Блох-Бауэром, его покровительница, Адель запечатлена на менее известном, но не менее потрясающем портрете «Адель Блох-Бауэр II» (1912 г.), а также предположительно именно она позировала для картин «Юдифь и Олоферн» и легендарного «Поцелуя». Впрочем, героиней последнего нередко считают другую музу Климта, с которой его связывал то ли роман, то ли дружба длиною во всю жизнь, – Эмилию Флëге.

Нельзя не обратить внимания на значение моды в женских портретах Климта. Причём не только с художественной, но и с социальной точки зрения. Для большинства эскизов, сделанных к «Адели Блох-Бауэр I», Адель позировала в свободном плиссированном, полностью лишённом корсета, платье. Такой фасон в то время носили буржуазные дамы прогрессивных взглядов.

Роскошные платья, в которых изображены модели великого австрийца, вовсе не были плодом его воображения. Они были самыми настоящими, и создавала их Эмилия Флёге.

Несмотря на то, что имя модельера Эмилии Флёге сегодня практически забыто, её влияние на моду, равно как и на творчество Густава Климта, сложно переоценить.
Эмилия работала в швейной мастерской в Вене, участвовала в конкурсах и выставках молодых дизайнеров. Вместе со своей старшей сестрой они открыли салон от кутюр «Сёстры Флёге» в самом центре австрийской столицы. Среди современников Флёге признавала лишь Коко Шанель и Кристиана Диора. Всех остальных она считала безвозвратно устаревшими.
Клиентами Флёге была венская богема, а позднее Эмилия стала создавать наряды для моделей Климта.
Картина «Золотая Адель» могла бы принести ателье Флёге настоящий успех, однако  этого не произошло. Её идеи были слишком радикальными для того времени и должного признания не нашли. А вот спустя чуть более ста лет, её дизайном вдохновились Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли для коллекции Valentino  осень-зима 2015.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Густав Климт прожил не самую долгую, но очень бурную во сферах её аспектах жизнь. Про него снято несколько фильмов, картины хранятся в ведущих музеях мира, а именитые коллекционеры ведут охоту на аукционах. 

Источники фотографий: arthive.ru; kulturologia.ru; vogue.com; соцсети