MANIÈRE
МОДА

МАГИЧЕСКИЙ МИР СЮРРЕАЛИСТИЧНОЙ МОДЫ.

Показы Schiaparelli вызывают сегодня жаркий ажиотаж вполне заслуженно! Дэниел Розберри, о котором мы писали только позавчера, создаёт без преувеличения сказочные шедевры. Порой элементы нарядов руки дизайнера завораживают загадочными символами, как картины сюрреалистов. И конечно, это не случайно.

Любой дизайнер так или иначе опирается на референсы из истории, искусства и предшественников, когда-то давно ставших первопроходцами идей, сегодня уже представляющих собой проторенные дороги. Несложно догадаться, что для Розберри таким «каналом» во многом является магический мир Эльзы Скиапарелли.
Визуальная философия Дома Schiaparelli и вправду была соткана из разных символов и образов. С детства Эльза была, как это принято называть в конформистском обществе, немного не от мира сего, как-то раз положив семена цветов в рот и уши, чтобы внешне «расцвести» после нелестного сравнения с сестрой, и прыгнув с зонтом со второго этажа. Сегодня бы девушку могли назвать дэйдримером, и неудивительно, что мужем её стал эксцентричный медиум Виллиам де Вендт. Брак длился недолго и раз и навсегда замотивировал разочарованную и покинутую молодую маму малышки Гого рассчитывать на себя.

Как мы видим, петляющая жизнь Скиап привела её в мир моды, где сначала она снова оказалась непонятой, но зато немногим позже даже Коко Шанель кусала локти в конкуренции с неординарной аристократкой. Но это уже другая история.

Именно одновременно чудаковатый и роскошный стиль дебютантки привлек к ней не только искушенную Парижскую публику, но и имена мира искусства первой величины, среди которых ожидаемо был востребованный художник-сюрреалист Сальвадор Дали. И если в личной жизни его второй половинкой вне конкуренции была не менее эпатажная жена и менеджер Гала, то в творчестве его идеальной парой стала Эльза. Этот союз был основан, безусловно, на расчёте, но по большой любви к искусству!
Они познакомились на премьере фильма Луиса Бунюэля «Андалузский лес», и сошлись на том, что творчество их между собой будто перекликается. Что могло быть интереснее для Дали, чем перенести свои идеи на полотна, но на сей раз не статично висящие на стенах музеев и домов, а в которые будут облачаться женщины?! Решение поучаствовать в создании женской моды было принято молниеносно!

Для Эльзы это сотрудничество стало также большим предприятием, чем просто проект, а именно отсылкой к детству. Скиапарелли происходила из очень знатного рода и в ранние годы буквально спала в музее. Именно так, её отец занимал пост директора библиотеки Итальянской Академии Линчеи, а проживали они в Палаццо Корсини, где хранилось бескрайнее множество уникальных артефактов искусства.

Приятным бонусом для предприимчивых супругов Дали служили новые позиции в высшем свете, ведь Скиапарелли приятельствовала, пожалуй, со всем цветом парижской богемы и аристократии, разве что кроме Шанель. Дом Schiaparelli же, окутав своё имя в талант молодого и яркого дарования, получал новые, магические, очертания образа, что буквально загипнотизировало публику.
Антропоморфный кабинет.

Первым совместным детищем в 1936 году становится коллекция-аллюзия на новое произведение Дали «Антропоморфный кабинет», где изображено женское тело в виде комода. Свет увидели пальто и костюмы, где карманы представляют собой выдвижные ящики.
Платье с омаром.

Дальше-больше. Следующий совместный шедевр рождается из беспрецедентного скандала 20-го века.

В 1937 году британский король Эдуард VIII отрекается от престола в угоду возможности сочетаться браком с дважды разведённой Уоллис Симпсон, герцогиней Виндзорской, что становится настоящей трагедией и тяжелым ударом для монаршей семьи. Эти события хорошо переданы в первом сезоне нашумевшего сериала «Корона».

Тем не менее, празднество готовится масштабное настолько, что весь цвет кутюра первой величины вызываются создать для ненавистной невесты платья-приданые. И тут кульминацией становится совместная работа Дали и Скиапарелли, которые решили скандал облачить в ещё большую провокацию.

Результатом становится платье с изображённым Сальвадором огромным омаром на передней части юбки. Художник считал моллюска символом в том числе и эротизма, ведь омар является натуральным афродизиаком.
Le Cirque. Платье-скелетон.

Не менее запоминающимся и противоречивым для широкой публики явился модный инцидент в виде коллекции и сопутствующего ей показа, больше похожего на театрализованное представление, — «Цирк» ( Le Cirque). Бомонд такого ещё не видел, и речь не только о масштабе шоу, не сравнимым доселе ни с чем, лейтмотивом которого стало посещение цирка Барнума, Бейли и братьев Ринглинг.

Но не зря слово «Shocking» и по сей день ассоциируется с именем Скиапарелли «как влитое», ведь платья коллекции совмещали в себе красоту и ужас одновременно. Мнения ожидаемо резко разошлись по полюсам, от любви до ненависти. И одной из главных причин здесь стало легендарное платье-скелетон, прототипом которого был выбран скелет родом с полотна Дали. Эльза вставила в чёрное платье из крепа вкладки в виде рёбер, что создало пугающий страшно красивый эффект. К слову, именно этим показом вдохновлялся в своё время Александр МакКуин.
Le Cirque. Платье-слеза.

Не менее запоминающимся экспонатом стал другой лот из этой серии — «Платье-слеза» или «Рваное платье». На девственно-белой ткани свадебного одеяния раскинут тревожащий душу принт будто оторванных лоскутов, напоминающих рваные раны, голову покрывает фата со схожей аппликацией. Одеяние вызвало самую шумную в отрицательной тональности реакцию среди всех творений дуэта.

Но вероятно, оно имело тонкий социально-политический подтекст. 1938 год был удачным для Адольфа Гитлера, — фашисты занимали всё более уверенные позиции в мире. И существует теория, что коллекция «Цирк» могла заключать в себе оммажи и на эти события.
Шляпка-туфелька.

Предположительно, вдохновением для шляпки-туфельки послужила фотография Дали с ботинком на голове. Готовый головной убор же увенчал голову Галы на известной фотографии. «Выгулять» же туфельку первая решилась светская львица Дейзи Феллоуз, после чего Эльза отметит, что «лишь она, самая обсуждаемая из хорошо одетых женщин, высшее слово элегантности, имела смелость носить её».

Кроме туфельки, были выпущены шляпки в виде руки, бифштекса, телефона и телескопа, а использование в аксессуарах изображений рандомных предметов стало своего рода визитной карточкой для бренда в исполнении Дали и Скиапарелли.
Розовый диван-губы.

Отдельно стоит упомянуть диван-губы, украшавший бутик Schiaparelli. При создании этого предмета Дали вдохновился соблазнительными губками Мэй Уэст, скандального секс-символа начала XX века и одной из главных муз пары.