MANIÈRE
МОДА АРТ

САМАЯ ВЛИЯТЕЛЬНАЯ ХУДОЖНИЦА МИРА МОДЫ СОНЯ ДЕЛОНЕ

О Соне Делоне в сфере искусства рассказывать не приходится, — одна из основоположников орфизма родом из Российской империи сделала себе имя не менее громкое, чем её муж, Робер Делоне.

В fashion-среде она чуть менее известна, хотя все, кто любят изучать моду, от профессионалов до обывателей, хотя бы по касательной точно пересекались с её биографией. А на самом деле её влияние на формирование моды огромно, и мы расскажем, почему.

Сара Эльевна Штерн родилась по разным данным в Градижске или Одессе 2 ноября 1885 года, но уже в начале 1890-х родители отправили её к родственникам в Санкт-Петербург. Генрих Тимофеевич Тёрк, дядя Сони по материнской линии, в столице был преуспевающим адвокатом и предпринимателем, а тетя Анна Сергеевна Зак имела знатные корни, являясь дочерью известного ученого и племянницей крупного банкира.
Семья радушно приняла девочку, и для Сони открылась новая глава жизни, ознаменованная высоким уровнем жизни и путешествиями по Европе, где в одном из музеев она горячо заинтересовалась художественным искусством.
Робер и Соня Делоне
Действительно, она явно обладала способностями, о чём дяде и тете поведал школьный учитель, после чего было принято решение развивать талант, и вскоре Соня отправилась на обучение в Германию.

Но на новом месте Соню Тёрк(она взяла псевдоним по фамилии дяди) сначала ждало разочарование в академических программах, — её больше пленило «новое» искусство, и она пропадала на выставках, где завороженно рассматривала работы постимрессионистов и фовистов. Несложно догадаться, что и её творческая манера была наполнена совсем не академической экспериментальностью.

В 1908-м году вышла замуж за художественного аналитика Вильгельма Уде, но всего год спустя брак был разрушен судьбоносной встречей со вторым и последним мужем, Робером Делоне, что стало отправной точкой в жизненном пути пары, ведь тогда состоялся настоящий тандем душ и разумов.
Работы Сони Делоне
Любовь Чернышёва в костюме для балета «Клеопатра»
Супруги Делоне стали узнаваемыми именно как последователи кубизма, или, если точнее, симультанному направлению. Существует история, что начало этому стилю положило одеяльце, любовно сшитое Соней для маленького сына Шарля. Молодая мама хотела повторить традиционную славянскую лоскутную технику, которая ей приглянулась ещё со времён жизни в Одессе и Петербурге, но негаданно результат впечатлил супругов больше, чем просто хорошо получившийся милый сувенир для ребёнка. И лёг в основу уникальной техники, позже названной Аполлинером «орфизмом».
Пока Робер активно пробовал прогрессивную манеру на холстах, Соня экспериментировала с разными сферами: сначала создав иллюстрации для кубистической поэмы Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской», а позже, познакомившись с Дягилевым во время жизни в Испании, приступила к рекреации сгоревших декораций Льва Баста для балета «Клеопатра», за одно поработав и над костюмами. Постепенно творческие изыскания привели уже уважаемую в осведомлённых кругах художницу к текстильному дизайну и декорированию.

Наряду с работами на холсте, которые Делоне не забрасывала, но всецело уступила лидерство увлечённому мужу, новое дело стало территорией Сони. И она открыла в Париже ателье, которое тут же заслужило интерес прогрессивных модных публик.
Лоскутное одеяльце для сына Шарля
Модные произведения Сони
Начало 20-х было неразрывно связано с переворотом в сознании масс и интересом к социалистическим идеям, в том числе к женской эмансипации. Прогресс как технологий, так и мысли, разделило мировое общество. Молодежь находила роскошные и нефункциональные модели некогда революционного Поля Пуаре нелепыми и отжившими себя. Девушки хотели стиля и красоты, но в то же время жаждали простоты и удобства, чтобы платье позволяло активно двигаться и работать, на фоне чего юбки Пуаре, не дающие сделать женщине и пол-шага, всё чаще безжалостно отбраковывались законодательницами моды. Соня же на фоне новых веяний выглядела настоящим эталоном.

Современное искусство, во всяком случае орфизм, супрематизм и конструктивизм, было неразрывно связано с Российской империей, ведь оттуда дул ветер в сторону равноправия и отрицания закостеневшего и непродуманного уклада, который, увы, всё больше ввергал массы в нищету. Дальнейшая история этих свободный идей складывалась непросто, но в 20-х годах они были всецело овеяны романтикой новой прогрессивной мечты, где любая женщина может стать ученым, спортсменкой или гонщицей, а любой мужчина покорять небо и космос.
Дизайн текстиля от Сони Делоне
Соня буквально стала символом: художница, предпринимательница, прогрессивный новатор, решительная молодая женщина с выдающимся вкусом и дизайнер, всегда облачённый в свои свежие идеи: юбки-клёш и платья удобного прямого кроя с эффектной броской геометрией в фасонах и декорировании. Параллельно с конструированием собственных моделей Соня разрабатывает текстиль для лидеров модного рынка, среди которых Шанель и Ланвен, универмагов и звёзд театра и кино.

Влияние этих идей не ослабевает сквозь десятилетия: Loewe, Stella McCartney, Armani, Issei Miyake, Junya Watanabe, Marine Serre, Hermes, Roksanda, Off-White, — и это список коллекций брендов, где по мнению эксперта Vogue было найдено вдохновение Соней только в 2021 году. А в целом, в ведущих модных изданиях по всему миру с завидной периодичностью выходят статьи о дизайнерах и шоу, где явно просматривается след орфизма Делоне. Неудивительно, что она стала первой художницей, чья персональная выставка была показана в Лувре в 1964 году.
Модные зарисовки Сони
Ещё в 1984 году Перри Эллис показал вдохновленную ею коллекцию, сказав: «Она была великолепна и делала всё — рисовала, одевала, создавала автомобили». Все заслуги Сони перечислить можно если только в диссертации на тему: в 1925 году участвует в Международной выставке декоративного искусства с Надеждой Ламановой, Натаном Альтманом и многими другими, вместе со своим мужем участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки в 1937 году, для которой создала панно величиной в 235 кв. м., читала лекции о влиянии живописи на модный дизайн в Сорбонне, организовалась совместно с мужем парижский салон искусств и многое-многое другое.
Мы же восхищаемся историей женщины, имевшей неоспоримое влияние сразу на несколько сфер, ставшей символом успеха и вектором развития нового времени, где мечта могла стать реальностью для любого мужчины и, что важно, любой женщины. Показав, какую силу, в том числе финансовую, может иметь творчество и искусство. И мы будем с интересом наблюдать за всё новыми оммажами на стиль неповторимой Сони, ставшей для нас музой.