MANIÈRE
МОДА

КОРОЛЕВА ДРАПИРОВОК MADAME GRÈS

Если такие знаковые женские имена истории моды начала XX столетия, как Шанель и Скиапарелли, сегодня вновь соревнуются за корону на fashion-Олимпе, то Мадам Гре (Madame Grès) знакома отнюдь не многим.

А ведь история этой модной легенды также сформировала тот фонд, из которого сегодня проистекает вдохновение новых и новых поколений дизайнеров. Специализировавшись именно на «haute couture», Мадам Гре любила работать в нетривиальной манере «живого платья», без выкроек, создавая одежду непосредственно на модели, без использования зажимов, а только с помощью мелких булавок. А ещё её связывает история любви с таинственным российским художником, и заслужены лавры сопротивления фашистской оккупации Парижа.

Родилась Жермен Эмили Кребс 30 ноября 1903 года в Париже. Семья Кребс слыла аристократичной и интеллигентной, хоть и не имела привилегированного финансового положения.

Жермен росла творческим ребёнком, мечтая стать то балериной, то художницей, что не на шутку беспокоило родителей, которые хотели для дочери более практичной по их мнению профессии. В итоге, она их всё-таки ослушалась.

В 1930 году Жермен поступает на работу в модный дом «Preme». Трёх месяцев ей хватает, чтобы выучить основы шитья. Уже через два года она открывает свой собственный Дом моды, «Alix», названный в честь её псевдонима. Годом позже к проекту присоединяется компаньонка Жюльет Бартон. В 1934 году их пути расходятся.

В том же году её платье попадает на обложку Vogue, а немногим позже свои двери открывает ателье «Аликс», но уже по адресу Фобур-Сент-Оноре, 83. По её просьбе специалисты по тканям создают уникальное джерси из шёлка, которое идеальным образом драпируется на модели. После нескольких уникальных дизайнов, вроде манто без швов, ателье начинает обрастать славой и клиентурой. В 1937 году Аликс получает приз на Всемирной выставке в Париже. А дальше, увы, «была война».

Отдельного внимания стоит весьма загадочный брак Жермен. В 1937 году она выходит замуж за некого Сергея Черевкова, художника, который подписывает картины анограммой Grès. Вскоре у пары рождается дочь, практически сразу после чего Черевков покидает семью и уезжает в Полинезию. Однако, связь с ним Мадам Гре, вновь сменившая псевдоним, полностью не рвёт. О жизни художника, к слову, почти ничего не известно, кроме того, что он окончил художественную школу в Киеве, всю жизнь путешествовал и провёл две выставки — в 1934 и 1937 году.

В 1940 году Париж был оккупирован немцами, что сначала заставляет Жермен с семьей бежать на юг Франции, но из-за голода ей приходится вернуться. Дом моды она переименовывает в «Мадам Гре». Фашисты вели себя нахраписто, превращая некогда цветущие Дома моды в шестеренки военной машины и личные конторы для обслуживания фашистской верхушки.

Мадам Гре начинает проявлять бунтарский дух: отказывается работать с любовницами фашистской элиты, вывешивает из окна ателье флаг Франции, на показе для немцев демонстрирует наряды исключительно трёх цветов — красного, синего и белого, тратит на пошив ткани сверх нормы, чтоб её не досталось фашистам. «Мадам Гре» закрывают, и немилость правящей власти вынуждает её в скором времени вновь бежать из Парижа и не возвращаться вплоть до 1945 года.

Знаменитые тюрбаны, ставшие визитной карточкой дизайнера, к слову, были придуманы ею в годы войны, чтобы помочь француженкам, которые, в отличие от фашистских жён, не имели доступа к качественным средствам гигиены и ухода за волосами.

Всё это сделало Жермен национальной героиней, и в 1947 году она была награждена орденом Почётного легиона. В то же время Коко Шанель, сотрудничавшая с фашистами, вынуждена была с позором бежать из Франции.

Следующий виток в творчестве Мадам Гре неожиданно наметился в 60х, когда она столкнулась с необходимостью изменений в уже устоявшемся укладе. Новое время было ознаменовано массовостью производства и другой геометрией, что сначала стало для Жермен сущим кошмаром. Но она смогла сориентироваться, сместив фокус в сторону «этники».

В её пончо позировала Ричарду Аведону Барбара Стрейзанд, а в платье — одна из «factory girls» Энди Уорхола, Джейн Холцер. Её клиентками также были Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, ранее Эдит Пиаф, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Вивьен Ли и многие другие.

В 1974 году она была избрана президентом Сидиката Высокой Моды, и удерживала этот пост в течение последующих 14 лет. Ну а далее легендарный Дом моды ,увы, не выдержал коммерческих перипетий, и сегодня так несправедливо канул в забвение.

Тем не менее, память о прекрасной «Королеве драпировок» продолжает жить, как и фонд её творений, превращавших девушек в ожившие статуи, где ткань, будто выверенная гениальным скульптором, безупречно облегала изгибы тела древнегреческих богинь.

Источники фотографий: vogue.com; соцсети