MANIÈRE
МОДА

ПАКО РАБАН

Сегодня не стало выдающегося дизайнера, новатора и представителя «золотого века» моды Пако Рабана. Ему было 88 лет.
История знаменитого модного «бронника», чьи кольчуги и доспехи и сегодня продолжают поражать своим виртуозным исполнением, началась в Стране Басков не в самый спокойный для государства период, — в разгар Гражданской войны. В 1939-м году, сражаясь на стороне республиканцев, погибает его отец, а мать забирает детей и сбегает во Францию, где устраивается на работу к Кристобалю Баленсиага. Тогда же мальчик, наречённый при рождении Франсиско Рабане́да-и-Куэ́рво, обретает своё новое имя.

Нетривиальный подход к используемым в изделиях материалам берет свои истоки ещё со студенческих лет дизайнера, который поступил на архитектурный факультет, но позднее увлёкся производством бижутерии и фурнитуры, применяя полученные во время обучения познания в сплавах и соединениях.
К слову, украшения Рабана почти сразу снискали любовь публики, и он начал познавать вкус успеха. Вскоре, его творения стали заказывать такие мэтру моды как Эльза Скиапарелли и Юбер де Живанши.

В 1966-м году молодой талант решился на создание первой коллекции одежды, перенеся и на эту идею свою любовь к нестандартному сырью. Двенадцать первых в истории творений дизайнера получили звонкое название «Manifesto: 12 unwearable dresses in contemporary materials», и были сооружены из бумаги, ПВХ, металлов, оргстекла и пластика, что обеспечило моментальное внимание прессы и модной публики.
Профессиональная база выражалась во всех аспектах дизайна Пако Рабана — к использованию самых непрозаичных материалов прибавился не менее фантазийный подход к конструированию — например, геометрические прогрессии и сложные металические плетения. Знаменитые кольчуги и сетки из пластин стали флагманом уникально бренда, и в его мастерскую начали поступать заказы от именитых дизайнеров.
Сами шоу также были пропитаны экспериментальным духом — на показах впервые зазвучала музыка. Более того, смелый новатор одним из первых пригласил на подиумы темнокожих моделей. Всесторонний футуристический подход создал эффект ослепительной резонансной вспышки.

Даже скупая на похвалу Коко Шанель назвала дизайнера «металлургом моды», а Сальвадор Дали в свою очередь как-то произнёс «Есть только два гения в Испании: Я и Пако Рабан». И не подобная ли оценка своенравных мэтров является лакмусом уникальности неповторимого дарования.
Позже Рабан пробует себя в качестве костюмера, в частности поучаствовав в легендарном супергеройском кинофантастическом хите 60-х «Барбарелла». Красота визуала была приправлена эротическим подтекстом, что сделало картину своего рода скандальным поп-шедевром. При этом, сам дизайнер отрицал склонность к провокации и футуризму, считая себя идущим в ногу со временем и никак не опережающим его энтузиастом. Его творения популяризировали Одри Хэпберн, Джейн Биркин, Франсуаза Арди и многие другие дивы первой величины.
Действительно, можно сказать, что всё, до чего дотрагивался дизайнер, становилось металлом, а точнее, золотом. Будто Царь Мидас от моды, он создавал уникальные и желанные шедевры — платья-доспехи, сумки-кольчуги и даже парфюм, получившие статус произведений искусства и предметов коллекционирования. Пако Рабан заслужил статус представителя золотой плеяды небожителей модной истории и прародителей того наследия, на котором базируется вся матрица мирового модного искусства.

Источники: Vogue.com, Elle.com, Voicemag, Pinterest