MANIÈRE
КРАСОТА LIFESTYLE LOCALS

АНРИ БРОКАР: ИСТОРИЯ УСПЕХА ЗНАМЕНИТОГО ПАРФЮМЕРА

Вчера в Москве открылась выставка «Слава и величие парфюмеров царской России — поставщиков высочайшего двора» на ВДНХ, где представлено более 700 редких экспонатов: парфюмерные наборы, флаконы, духи, одеколоны, помады, пудры, мыло и рекламные издания — вся история развития парфюмерии и косметики дореволюционной эпохи в подлинных предметах того времени.
Инициатива призвана оживить память и привлечь внимание публики к легендарным именам основателей российской парфюмерно-косметической отрасли, которые в XIX веке задали импульс её развитию на многие десятилетия вперед.

Для более полного погружения в реалии позапрошлого века на выставке воссоздан ароматический фонтан, который знаменитый парфюмер конца XIX века Анри Брокар продемонстрировал на первой Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве.
В фонтане Брокара вместо воды бил одеколон «Цветочный». При создании этого аромата Генрих Афанасьевич консультировался с ведущими европейскими производителями и организовал поставки цветочных эссенций из Европы в Россию. Рекламный ход стал настоящей сенсацией: люди буквально наполняли бутылки одеколоном, говорят, что некоторые даже окунали пиджаки в фонтан! «Цветочный» покорил сердца и носы москвичей, его продажи росли с невероятной скоростью, а товарищество «Брокаръ и Ко» не только удостоилось Золотой медали на Выставке, но и зарекомендовало себя как главного народного производителя парфюмерии.

Но как Брокару пришла в голову такая гениальная идея и как вообще он оказался в российской косметической отрасли?
По разным данным Анри Брокар родился либо в 1836, либо в 1839 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара. С ранних лет он вместе со своими братьями постигал тонкости парфюмерного дела, а в 1861-м переехал в Россию, начав карьеру на фабрике купца Константина Гика. Открыть своё дело Анри, а вернее уже Генриху Афанасьевичу, как его назвали на русский манер, позволило его собственное ноу-хау: он первым создал технологию изготовления концентрированных духов, которую продал французской фирме «Рур Бертран» за 25 тысяч франков. Эта сумма стала стартовым капиталом для запуска своего бизнеса.
Начал Брокар с мыловаренного предприятия. Его первая «лаборатория» располагалась в здании конюшен, из оборудования — три кастрюли и ступка, из сотрудников — он сам, помощник Алексей Иванович Бурдаков и рабочий Герасим. В таких условиях они изготавливали от 60 до 120 кусков мыла, которые Генрих Афанасьевич лично развозил на повозке по мелким лавочкам.
Важно отметить, что одновременно парфюмер женился — на бельгийке Шарлотте Реве, и этот шаг сыграл ключевую роль в его успехе. Шарлотта Андреевна, воспитанница московского пансиона, прекрасно говорила по-русски и вообще была полностью ассимилирована в российском обществе. По этой причине именно она вела все переговоры с партнерами, а помимо этого придумывала названия для продукции и участвовала в разработке дизайна упаковок. Более того, у будущей жены парфюмера было исключительное бизнес-чутье, и она точно знала, чего хочет российская публика и как ей это грамотно предложить.
По рекомендации супруги Генрих Афанасьевич решил делать акцент на массовое производство косметических средств, в частности — мыла, которое было в те времена недоступно для большинства населения. Причём не обыкновенных брусочков, а чего-то поинтереснее. Так родились легендарные сорта в форме животных и букв для детей, а для взрослых — «Шаромъ» в виде шара или «Огурцомъ», которое «своим внешним видом производит полную иллюзию настоящего огурца и в то же время является хорошим туалетным мылом», как говорилось в рекламе Брокара. Естественно, такое внезапное разнообразие, к тому же доступное по цене, моментально обрело популярность среди народа. Настоящим хитом стало мыло «Народное»: его цена составила всего 1 копейку, что мог позволить себе любой крестьянин, довольствовавшийся до этого лишь щелоком из печной золы.
Помимо массовой продукции Брокар выпускал элитные сорта мыла, а также декоративную косметику и нишевую парфюмерию. Он постоянно придумывал новые рецепты, а Шарлотта — маркетинговые ходы. Так, производство, начинавшееся в помещениях бывших конюшен в Тёплом переулке (сейчас улица Тимура Фрунзе), постепенно выросло до роскошных магазинов на Никольской и Биржевой улицах, а рекламные акции вызвали такой ажиотаж, что приходилось вызывать полицию во избежании давок и беспорядков.
Флакон одеколона «Северный» авторства К. С. Малевича. Слева: оригинал, справа: упрощённая версия, выпускаемая в советское время
Тем не менее, амбиции Генриха Афанасьевича, зарекомендовавшего себя как главного народного производителя мыла, жаждали звания «Поставщика Двора Его Императорского Величества». И этот рубеж он сумел покорить, подарив императрице Марии Федоровне хрустальную вазу с филигранно исполненными из воска ароматизированными цветам. Так появились духи «Любимый букет императрицы», а Брокар получил вожделенное звание.
«Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России», — Брокар прожил в Москве 39 лет, а в 1900 году по рекомендации врачей поехал в Канны лечиться, где вскоре умер и был похоронен в фамильном склепе в городе Провен под Парижем.
«Товарищество Брокар и Ко» досталось Шарлотте Андреевне, которая не только успешно продолжила управлять производством, но и создала музей Г. А. Брокара. В дальнейшем семейное дело продолжали сыновья, а в 1917 году его национализировали и переименовали в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат № 5». Впрочем, в 1922 году комбинат, по инициативе главного парфюмера, переименовали в фабрику «Новая заря». Кстати, «Букет Императрикс» продолжил существованик под названием «Красная Москва», при это не сохранив оригинальный рецепт.

Источники фотографий: muzeydela.ru; historybiz.ru; opora.ru; открытые источники; соцсети