Работы Луизы Буржуа очень разноплановые: абстрактные и фигуративные, реалистичные и фантасмагоричные, выполненные в разных техниках и из различных материалов – дерево, мрамор, бронза, гипс, ткань – и это неполный список. Но все её работы объединяет одно свойство: они несут в себе большую смысловую нагрузку и тесно связаны с пережитым травматичным опытом художницы.
Родилась Луиза Буржуа 25 декабря 1911 года в Париже, однако спустя некоторое время семья переехала в пригород, где и прошло непростое детство маленькой Луизы.
Её отец не скрывал своих измен с гувернанткой, жившей у них в доме. Луиза об этом узнала, и предательство отца сильно повлияло на художницу. А смерть матери в 1932 году привела к попытке самоубийства. Впоследствии Буржуа пыталась прожить свои эмоциональные потрясения при помощи творчества. Она вела дневники с 1923 года, из которых ясно, что душу художницы мучали чувства гнева, вины и страха.
В 1932 Буржуа поступила в Сорбонну, где изучала математику.
Луиза окончила университет в 1935 году, а после занялась изучением искусства в Школе Лувра и в Школе изящных искусств. Увлекалась левыми идеями и даже посетила Советский Союз в пику своему глубоко буржуазному отцу, который был также против её увлечения искусством.
В 1938 году Буржуа открыла собственную галерею, где выставляла творения Эжена Делакруа, Анри Матисса и Сюзанны Валадон. Там она встретила своего будущего мужа Роберта Голдуотера, американского искусствоведа. Вскоре они поженились и переехали в Нью-Йорк, где жили счастливо до конца своих дней.
В начале творческой карьеры Луиза Буржуа занималась графикой и живописью. Заметное влияние на неё оказали европейские сюрреалисты, иммигрировавшие в США после Второй мировой войны.
Например, в сериях «Femme Maison» (1945—1947) и «Fallen Women (Femme Maison)» (1946—1947) художница использовала приём, характерный для сюрреализма, где различные объекты, а именно женские тела и дома, сплавлены в единое целое. Впоследствии образ женского тела, порой какого-то фантастического или лишённого каких-то его частей, ещё не раз появится в творчестве художницы.
В 1947 году Буржуа увлеклась скульптурой. В начале это были абстрактные формы, как правило, вырезанные из дерева. В 1948 году состоялась её первая персональная выставка скульптур.
Одна из известных работ того времени – «Слепой, ведущий слепого» (1947), которая в том числе является отсылкой к «Притче о слепых» Питера Брейгеля Старшего. Лаконичная инсталляция представляет собой конструкцию из двадцати розовых деревянных ножек, заостренных книзу, а сверху соединëнных непрочной перекладиной. Скульптура может вызвать у зрителя ощущение неустойчивости и ненадёжности, а по словам самой Буржуа, отражает её желание спрятаться под столом во время семейных скандалов, когда она была ребёнком.
В 1960-х Буржуа начала использовать в своих скульптурах латекс, бронзу и камень. Произведения стали монументальнее, ярче прослеживается отсылка к главной теме всего её последующего творчества – травматического опыта детства.
В работе «Разрушение отца» (1974) Буржуа инсценировала последствия каннибалистического пира, это некая фантазия о мести властному отцу, убитому и съеденному его женой и детьми. Стол с чем-то вроде телесных останков, потолок и пол покрыты шарообразными выпуклостями, своеобразная пещера освещена красным светом.
Вероятно, это какое-то выражение бессознательной ассоциации, которая могла быть спровоцирована смертью мужа художницы.
В 1980-е году творчество Луизы Буржуа стало предметом растущего интереса. Все музеи мира хотели провести её персональные выставки.
В 1982 Буржуа написала текст для журнала Artforum – «Child Abuse» («Жестокое обращение с детьми»), в котором определила свои художественные концепции полностью в рамках детских психологических травм. В своём творчестве она снова вернулась к образу женщины с домом вместо головы, на этот раз в форме мраморной скульптуры «Femme Maison» (1983) – сидящая женская фигура. В «Femme Maison» 1994 года женская фигура лежит на спине без рук, голова слита с домом, у которого есть маленькая дверь.
Широкую известность получили «Пауки» – огромные скульптуры из бронзы и стали. Один из таких пауков носит имя «Мама» (1999):
«Паук – это ода моей матери. Она была моей лучшей подругой. Как и паук, моя мать была ткачихой. Моя семья занималась реставрацией гобеленов, а моя мама руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была очень умна. Пауки – дружелюбные существа, которые едят комаров, распространяющих болезни. Итак, пауки помогают и защищают, как и моя мама», – Луиза Буржуа.
Вообще, символы в творчестве Буржуа имеют огромное значение и далеко не всегда очевидны без знания контекста. Художница даже составила свой символический словарь, в котором личный опыт и фантазии перевела в визуальные образы. Например, швейные иглы не являются знаком агрессии, а обозначают восстановление потерь. Дома являются не убежищем, а клеткой, где есть опасность потерять себя.
«Клетки» – серия работ, созданных в 1990-е годы. Одной из целей художницы было создание самодостаточного пространства, независимого от музейной среды, в которое можно войти и каким-либо образом повзаимодействовать. Эти конструкции представляют собой своеобразную изоляцию прошлого опыта.
Название работы «Dangerous Passageway» – «Опасный проход» – говорит само за себя. Длинный проход, похожий на тюремный коридор, идет вдоль камер с образами прошлого и устройствами для пыток.
В период с 1990-х годов вплоть до самой смерти в 2010 году Луиза Буржуа воплотила в жизнь ряд сильных психологических работ. Это инсталляции, в которых использованы личные вещи художницы: одежда, домашний текстиль, постельное бельё, фрагменты гобеленов. Серия отражает возвращение Буржуа к началу своей жизни, когда она помогала родителям в мастерской по реставрации гобеленов. Сам процесс создания инсталляций воспринимался ей как психологическая практика. Разрезая и разрывая ткани, а затем сшивая их обратно, она исследовала чувства вины, страха и одиночества.
31 мая 2010 года Буржуа скончалась в Нью-Йорке в возрасте 98 лет.
Спустя более десяти лет со дня смерти художницы, произведения Луизы Буржуа продолжают задавать вопросы, которые находят отклик в разуме и в сердце зрителя, а её выставки также регулярно проходят по всему миру.