MANIÈRE
АРТ

БЕРНАРДО БЕРТОЛУЧЧИ — ЛЕГЕНДА МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА

В этот день, 16 марта 1941 года, в городе Парма на севере Италии родился великий режиссер Бернардо Бертолуччи.

Семья Бертолуччи была связана с кинематографом: его отец – кинокритик и поэт – с детства брал Бернардо не только на премьеры кинолент, но и на съемки. Любопытно, что в ранней молодости будущий режиссер хотел стать поэтом и даже преуспел в этой области, получив 2 литературные премии. Однако любовь к кино и увлечение режиссурой стали решающими. Уже в период с 1956 по 1957 год Бертолуччи снял два любительских немых фильма.

Переломным моментом в его карьере стала встреча со знаменитым поэтом и кинорежиссером Пьер Паоло Пазолини. В то время Бернардо было 15 лет, и он вместе с семьей обосновался в Риме, а по случайности в том же доме жил и Пазолини.

В 1961 году Пьер Паоло предложил начинающему режиссеру возможность поработать ассистентом в его первом фильме «Accattone» («Нищий»). А после этой ленты появился еще один шанс в большом кино: продюсер Антонио Черви купил у Пазолини права на экранизацию одной из его историй. Сам автор работал и над другими проектами, поэтому к работе над фильмом привлекли Бертолуччи и сценариста Серджио Читти. В итоге продюсер фильма попросил Бернардо руководить постановкой киноленты. Выпущенная в 1962 году картина «Костлявая смерть» была названа критиками «фильмом Пазолини без Пазолини», и стала первой крупной работой Бертолуччи.
Всемирную известность режиссеру принесла кинокартина «Конформист», которую он снял после того, как вступил в Коммунистическую партию. Сценарий был взят из известного романа Альберто Моравиа, а сам фильм вышел в 1970 году и сразу попал в номинацию на премию «Оскар» в 1972 году.
В картине режиссер запечатлел сложный и многогранный портрет главного героя Марчелло Клеричи (Жан-Луи Трентиньян), который по сюжету является представителем декадентского среднего класса, поддерживавшего фашистский режим.

История «Конформиста» Бертолуччи характеризуется нелинейным сюжетом, постоянными воспоминаниями и опорой на психологию человека.
Атмосфера в кадре также играет важную роль, и поэтому архитектура так органично дополняет концепцию сюжета: Бертолуччи снял много сцен в Палаццо деи Конгресси, и использовал строгие здания и пространства для создания идеальных фонов.

Влияние «Конформиста» на культуру того времени было неоспоримым: фильм вдохновил других режиссеров Фрэнсиса Форда Копполу, Мартина Скорсезе, Стивена Спилберга и Пола Шрейдера, и на протяжении десятилетий часто появлялся в мудбордах у разных модельеров.

Одна из самых прочных связей между этим фильмом и модой представлена ​​​​домом Versace: во время Флорентийской биеннале 1998 года десять итальянских домов моды были призваны восстановить фильм, который своей атмосферой и костюмами послужил для них источником вдохновения. Версаче выбрал «Конформиста» Бертолуччи не только из-за его стиля, но и потому, что он чем-то напомнил членам семьи Версаче времена детства Джанни, когда они все вместе ходили на дневные сеансы в кинотеатр Реджо-ди-Калабрия.
А знаменитый fashion-фотограф Стивен Майзел вдохновился атмосферой фильма при создании рекламной кампания для Missoni FW 08/09.
Следующий фильм Бертолуччи «Последнее танго в Париже»1972 года вызвал огромный скандал в Италии из-за откровенных сцен, хоть и получил 2 номинации на «Оскар». Итальянский суд даже лишил режиссера гражданских прав на пять лет и приговорил его к четырем месяцам условного тюремного заключения. Много лет спустя, в 1987 году, после того, как комиссия по цензуре была упразднена, фильм снова появился и был показан в другой версии, но споры вокруг него продолжались еще долгое время. По слухам, откровенностью далеких от эстетичности сцен недовольны были и сами актеры.
Четыре года спустя Бертолуччи вернулся в политическое кино, сняв эпическую ленту «Двадцатый век», рассказывающую о классовой борьбе: в основе сюжета — дружба крестьянина и потомственного аристократа. Главные роли сыграли Жерар Депардье и Роберт де Нино.

Позже значимым этапом в творчестве Бертолуччи стала трилогия о буддийской культуре, начавшаяся с картины «Последний император» (1987). Фильм стал обладателем девяти премий «Оскар» в 1988 году, в том числе награды за лучшую режиссуру. Затем последовали «Под покровом небес» (1990) и «Маленький Будда» (1993). Примечательно, что последняя картина была одобрена самим Далай Ламой.
К поздним работам режиссера можно отнести такие знаковые творения как «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер, а также фильм о молодежном движении и протестах 1968 года — «Мечтатели» (1998).
В «Мечтателях» воспевается красота и молодость. Главные герои картины — два молодых человека и девушка — являются участниками студенческой революции в Париже. Герои наслаждаются свободой и своими отношениями, отвергая буржуазную общественную мораль. Образ девушки, которую сыграла Ева Грин, также послужил вдохновением для fashion-дизайнеров.
Последний фильм Бертолуччи — «Я и ты». Уже будучи прикованным к инвалидной коляске, режиссер героически отдавался своей любимой работе. Бернардо по жизни был очень увлекающимся человеком, но он влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – начиная от воспевания идеологии марксизма и заканчивая философией буддизма. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф, которому он был верен до самой смерти. Великий режиссер ушел из жизни в 2018 году после борьбы с раковым заболеванием.

Его фильмография считается классикой жанра и продолжает вдохновлять деятелей искусства.

Источник фотографий: kinopoisk.ru, film.ru