MANIÈRE
АРТ

МАРИНА АБРАМОВИЧ В ОБРАЗЕ МАРИИ КАЛЛАС В СПЕКТАКЛЕ ЖАНРА ОПЕРА-ПЕРФОРМАНС

Марина Абрамович и Мария Каллас переплетаются судьбами в одной опере.

Спектакль «Семь смертей Марии Каллас», впервые показанный в Мюнхене в 2020 году, — это оммаж королевы перформанса Марины Абрамович ее личному кумиру — выдающейся оперной певице XX века. После премьеры спектакль отправился в мировое турне и посетил парижскую Opéra Garnier и другие культурные центры. И вот сейчас Марина Абрамович выступает на сцене Колизея ENO в Лондоне.
76-летняя Марина Абрамович, вот уже полвека практикующая искусство перформанса, об опере мечтала давно.

Она впервые услышала Каллас по радио, когда ей было 14 лет, и голос певицы тронул ее до глубины души, так что будущая художница задалась целью узнать про эту великую женщину все. Позже Абрамович изучила многие ее биографий и решила, как она однажды рассказала New York Times, что «в них было так много сходства…Мы Стрельцы, одинаковые; у нас были плохие матери. А еще эта невероятная интенсивность эмоций, что она может быть хрупкой и сильной одновременно». Несмотря на то, что Абрамович никогда не видела выступления Каллас живьем, она чувствовала некое родство душ и трагедию личной истории любви. Смертям от несчастной любви — на сцене и в жизни Марии Каллас — художница и посвящает свою «оперу-перформанс».
Марина Абрамович убеждена, что такой новый гибридный формат спектакля идеален, ведь слушать многочасовую оперу для нового поколения — это очень утомительно и не по-современному. Зритель хочет накала страстей и драмы. А здесь есть все: необычное сочетание музыки, живого пения и видеоряда, а также модных ярких костюмов, созданных дизайнером Риккардо Тиши.

Спектакль составлен из семи самых запоминающихся арий Марии Каллас, исполненных на языке оригинала всемирно известной оперной певицей в стиле Каллас в партиях, которые переплелись с ее собственной горестной жизнью.

В каждой сцене драма накаляется все больше и больше: в «Отелло» Уиллем Дефо душит Дездемону в исполнении Абрамович удавами, ее красная помада размазывается по лицу под мелодию «Аве Мария» Верди. В роли Чио-Чио-Сан в «Мадам Баттерфляй» Абрамович путешествует по разрушенному ландшафту, похожему на Хиросиму, в защитном костюме, держа за руку своего маленького сына. Когда ее давно исчезнувший муж снова появляется, она разрывает свой костюм, обнажая грудь, и умирает на месте… Все часовое действие играет на нервах зрителя, который переживает за героиню и ее чувства и страдания. Несмотря на то, что Каллас умерла от сердечного приступа в своей парижской квартире в возрасте 53 лет, Абрамович однажды заявила, что певица умерла именно от разбитого сердца.
В спектакле художница кажется зрителю не столько играющей или выступающей, сколько чувствующей и живущей, как и в случае с ее произведениями искусства.

Говорят, билетов на лондонские спектакли почти не осталось. Еще бы, такое действие стоит того, чтобы увидеть!

Источник фотографий: Charles Duprat / operadeparis.fr