ВЫСТАВКА КОЛЛЕКЦИИ БРАТЬЕВ МОРОЗОВЫХ В ГМИИ ИМ.А.С.ПУШКИНА
Выставка-посвящение великим российским коллекционерам завершает череду проектов о них, проходившую в России и во Франции.
Ранее картины были представлены на выставке «Шедевры нового искусства. Собрание братьев Морозовых» в Фонде Louis Vuitton в Париже. На их возвращение в Россию понадобилось почти 20 дней: специалистам пришлось учесть все нюансы транспортировки предметов искусства такого уровня, особенно в сегодняшних непростых логистических реалиях. Из Франции везли 167 работ из собраний ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и Русского музея.
Коллекции Михаила и Ивана Морозовых – результат многолетнего труда, детище их жизни и воплощение мечты. Очевиден разный подход к их формированию: эмоциональный у Михаила и точно выверенный у Ивана. Замысел Ивана Абрамовича состоял в том, чтобы создать идеальный музей, продуманный до мелочей, чем он и занялся в своём особняке на Пречистенке.
Старший из братьев – Михаил Абрамович Морозов (1870–1903гг.) – с раннего возраста увлекался театром и живописью. В его особняке на Смоленском бульваре кипела богемная жизнь. В силу своей открытости, Михаил Абрамович изучал, в том числе, новые веяния искусства, и именно благодаря ему в России впервые оказались полотна Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, Поля Гогена, а также единственная в России картина Эдварда Мунка.
Иван Абрамович был младше Михаила менее, чем на год, активно занимался семейным предприятием – Тверской мануфактурой бумажных изделий, а после смерти брата начал уделять особое внимание искусству. Именно тогда он приобрёл дом на Пречистенке и перестроил его, превратив в превосходно оборудованное музейное помещение. Иван Абрамович регулярно посещал парижские выставки, галереи и аукционы, изучал книги по истории искусства, следил за новостями, словом – подошёл к делу со свойственной ему обстоятельностью.
Он покупал Моне, Ренуара, просил легендарного торговца искусством Амбруаза Воллара найти ему «очень хорошего Сезанна». Парадную лестницу особняка на Пречистенке оформлял Пьер Боннар: по заказу Морозова он создал монументальные панно специально для этого пространства.
Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Матисс и фовисты – коллекция Морозова поражает своим богатством и полнотой. Посмотреть собрание и прочувствовать эпоху можно в ГМИИ им.А.С.Пушкина до 30 октября этого года.
Источники фотографий: artchive.ru; pushkinmuseum.art; gallerix.ru