Надежда Ламанова, пожалуй, самое значимое имя в ретроспективе российской моды, ведь ее считают первым кутюрье в истории России и законодателем мод начала ХХ века.
НАЧАЛО
Надежда Ламанова родилась в небольшой деревне под Нижним Новгородом, где находилось семейное имение. Будущая легенда моды уехала в Москву из родительского дома в двадцать два года сразу после окончания гимназии. Там она поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, после чего стала «моделистом» в известном в то время среди местных модниц ателье Татьяны Войткевич.
Во время работы у Войткевич, искусные изделия Ламановой начали пользоваться популярностью у ее клиенток, и вскоре было решено открыть собственное дело. Модельер шила безупречно скроенные наряды. Как и парижские мастера Haute Couture, она работала методом «наколки», драпируя и подкалывая ткань прямо на теле заказчиц. Несмотря на то, что процесс был долгим и ,возможно, утомительным для клиенток, результат такой работы был восхитительным.
Заказов в ее ателье становилось все больше, соответствующе росло и число мастериц, которых стало уже почти сорок спустя четыре года работы.
НАЧАЛО
Надежда Ламанова родилась в небольшой деревне под Нижним Новгородом, где находилось семейное имение. Будущая легенда моды уехала в Москву из родительского дома в двадцать два года сразу после окончания гимназии. Там она поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, после чего стала «моделистом» в известном в то время среди местных модниц ателье Татьяны Войткевич.
Во время работы у Войткевич, искусные изделия Ламановой начали пользоваться популярностью у ее клиенток, и вскоре было решено открыть собственное дело. Модельер шила безупречно скроенные наряды. Как и парижские мастера Haute Couture, она работала методом «наколки», драпируя и подкалывая ткань прямо на теле заказчиц. Несмотря на то, что процесс был долгим и ,возможно, утомительным для клиенток, результат такой работы был восхитительным.
Заказов в ее ателье становилось все больше, соответствующе росло и число мастериц, которых стало уже почти сорок спустя четыре года работы.
ТЕАТР
В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна вышла замуж за юриста и страхового деятеля Андрея Павловича Каютова.
Важным этапом в работе для кутюрье стало обретение своего творческого дома. Семья приобрела участок, где был построен особняк, в котором обосновалось новое ателье Ламановой по адресу Тверской бульвар, дом 10, обозначенное вывеской «Модный мастер дамского платья».
Ламановы-Каютовы имели множество знакомств в театральной сфере, благодаря увлечениям мужа. И неслучайно друг семьи Константин Станиславский пригласил Надежду к себе в театр работать костюмером. Она шила костюмы ко многим спектаклям, среди которых самые знаменитые пьесы МХТ — «В мечтах» и «Вишневый сад». Модельер также воплощала в жизнь задумки известных художников по их эскизам, таких как Лев Бакст и Наталья Гончарова.
Работа в театре помогла ей совершенствовать свое мастерство, Ламанова экспериментировала с декором, драпировками и формами, создавая абсолютно разноплановые наряды .
В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна вышла замуж за юриста и страхового деятеля Андрея Павловича Каютова.
Важным этапом в работе для кутюрье стало обретение своего творческого дома. Семья приобрела участок, где был построен особняк, в котором обосновалось новое ателье Ламановой по адресу Тверской бульвар, дом 10, обозначенное вывеской «Модный мастер дамского платья».
Ламановы-Каютовы имели множество знакомств в театральной сфере, благодаря увлечениям мужа. И неслучайно друг семьи Константин Станиславский пригласил Надежду к себе в театр работать костюмером. Она шила костюмы ко многим спектаклям, среди которых самые знаменитые пьесы МХТ — «В мечтах» и «Вишневый сад». Модельер также воплощала в жизнь задумки известных художников по их эскизам, таких как Лев Бакст и Наталья Гончарова.
Работа в театре помогла ей совершенствовать свое мастерство, Ламанова экспериментировала с декором, драпировками и формами, создавая абсолютно разноплановые наряды .
РАБОТА В ИМПЕРАТОРСКОМ ДОМЕ
Слава кутюрье среди аристократии, купечества, а также в театральной среде распространилась еще дальше, когда на нее обратили внимание в Императорском дворце.
В 1904 году модельер удостоилась звания «Поставщик Ея Императорского Величества» императрицы Александры Федоровны. Для нее Ламанова создавала классические, идеально скроенные платья.
ПРИЗНАНИЕ В МИРЕ МОДЫ
Ламанова не только получила признание в своей стране, но и прославилась за ее пределами, слава о ней добралась и до Парижа. Сам «король моды» начала века — Поль Пуаре — писал в своих мемуарах: «Мои воспоминания о пребывании в Москве связаны с Домом госпожи Ламановой, которая была великолепной портнихой и моим другом и о которой я вечно храню добрую память.…». Пуаре приезжал в Москву со своими коллекциями, чтобы продемонстрировать русским дамам свои модели, и останавливался именно в доме Ламановых-Каютовых. Он и сам не раз приглашал русского кутюрье в Париж, но она решила остаться жить и работать в Москве, желая, чтобы именно здесь процветала высокая мода.
Слава кутюрье среди аристократии, купечества, а также в театральной среде распространилась еще дальше, когда на нее обратили внимание в Императорском дворце.
В 1904 году модельер удостоилась звания «Поставщик Ея Императорского Величества» императрицы Александры Федоровны. Для нее Ламанова создавала классические, идеально скроенные платья.
ПРИЗНАНИЕ В МИРЕ МОДЫ
Ламанова не только получила признание в своей стране, но и прославилась за ее пределами, слава о ней добралась и до Парижа. Сам «король моды» начала века — Поль Пуаре — писал в своих мемуарах: «Мои воспоминания о пребывании в Москве связаны с Домом госпожи Ламановой, которая была великолепной портнихой и моим другом и о которой я вечно храню добрую память.…». Пуаре приезжал в Москву со своими коллекциями, чтобы продемонстрировать русским дамам свои модели, и останавливался именно в доме Ламановых-Каютовых. Он и сам не раз приглашал русского кутюрье в Париж, но она решила остаться жить и работать в Москве, желая, чтобы именно здесь процветала высокая мода.
У двух модельеров действительно было много общего в творчестве: они стали создавать платья без корсета, что стало абсолютной переменой в женском костюме. И каждый из них был новатором в своем деле, хоть Ламанова многим и вдохновлялась у парижского мастера.
РАБОТА ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
Во время Первой мировой войны художница-модельер отдала часть своего знаменитого ателье под госпиталь, но это вовсе не остановило ее работу. Позже Ламанова заинтересовалась кино, и стала создавать костюмы для киноактеров.
Несмотря на то, что кутюрье долгое время работала на Императорскую семью, она осталась единственной из поставщиков двора, кто не покинул Россию после революции. Она не могла расстаться с делом своей жизни и сама говорила: «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».
Во время Первой мировой войны художница-модельер отдала часть своего знаменитого ателье под госпиталь, но это вовсе не остановило ее работу. Позже Ламанова заинтересовалась кино, и стала создавать костюмы для киноактеров.
Несмотря на то, что кутюрье долгое время работала на Императорскую семью, она осталась единственной из поставщиков двора, кто не покинул Россию после революции. Она не могла расстаться с делом своей жизни и сама говорила: «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь».
Создательница элегантных нарядов для аристократии смогла найти свое место и в работе для самой широкой аудитории.
Теперь помимо шитья, она начала заниматься обучением по созданию одежды: сама разрабатывала учебные программы, писала статьи и проводила инструктаж по художественной промышленности.
Надежда Ламанова возглавила «Мастерскую современного костюма», где творила с увлечением и страстью к моде, несмотря на жизненные препятствия и вызовы того времени.
Теперь помимо шитья, она начала заниматься обучением по созданию одежды: сама разрабатывала учебные программы, писала статьи и проводила инструктаж по художественной промышленности.
Надежда Ламанова возглавила «Мастерскую современного костюма», где творила с увлечением и страстью к моде, несмотря на жизненные препятствия и вызовы того времени.
Предлагаем пройтись по фотоархивам, запечатлевшим основные вехи творчества первого российского кутюрье.
Источник фотографий: lamanova.com, culture.ru.