MANIÈRE

КОРОЛЬ МОДЕРНА МИС ВАН ДЕР РОЭ

Источник: Frank Scherschel The LIFE Picture Collection/Shutterstock
Сегодня мы совершим экскурс в историю искусства легендарного архитектора и дизайнера интерьеров Людвига Мис ван дер Роэ, ставшего одним из основоположников архитектурного модернизма и современного дизайна.
Урожденный Мария Людвиг Михаэль Мис появился на свет 27 марта 1886 года в немецком городе Ахен. Уже с 18 лет начал помогать каменетесом на предприятии отца, и немногим позже устроился подмастерьем в школу Бруно Пауля в Берлине, а затем перешел к прогрессивному Петеру Беренсу, ставшему для него первым ориентиром. В последние годы работы с Беренсом руководил проектом здания Германского посольства в Санкт-Петербурге.

«Архитектура — это язык. Когда вы очень хороши, то можете стать поэтом», — как-то сказал он. Открыв своё бюро в 1913 году, Мис начал проповедовать новую школу в архитектуре, где доминантами являлись строгая геометрия, простота линий и прозрачность стекла. Мнения разошлись, но равнодушным к юному бунтарю мало кто остался.
Расставила точки над «и» Первая мировая война, точнее её последствия. Разочарованные в старом укладе люди жаждали изменений, что выражалось во всех гранях бытия, и дизайн и архитектура, конечно, не стали исключением. Модернизм, явившийся своего рода одним из флагманов новых взглядов, набирал популярность.

В 20-х карьеру Ван дер Роэ ознаменовала плеяда крупных объектов. В 1926 году был сооружен Памятник в честь вождей «Спартака» Карла Либкнехта и Розы Люксембург, проект к которому разработал Мис. Годом позже Мис ван дер Роэ уже руководил Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Жемчужной стала трехэтажная жилая постройка, отличавшаяся нестандартной тогда свободной планировкой.

В 1929 архитектор презентовал павильон Германии на выставке в Барселоне, являвшийся по совместительству и главным экспонатом. Строгому экстерьеру соответствовал интерьер, представляющий собой однотонные панели из отполированного оникса, травертина и стекла. Отдельного внимания тут заслуживают всем известные культовые кресла «Барселона», сегодня ставшие, каким бы каламбуром это ни звучало, классикой.
Спустя год очередным ярким творением явилась вилла Тугендгат, также отражавшая ключевые принципы ван дер Роэ. Те же строгие вертикали и горизонтали, тот же оникс в интерьере, и при том та же эффектность восприятия.

Ну а далее последовал период преподавания в самой известной дизайнерской школе Баухаус, основанной Вальтером Гропиусом, где Мис дослужился до директора. Без сомнения, влияние Баухаус на облик современной архитектуры и интерьера сложно переоценить. И хоть учебное заведение претерпело немало сложностей, включая кризис во время выплат репараций, можно сказать, что это было золотое время для немецкой дизайнерской школы.

Здесь ютились и Василий Кандинский, и Ласло Мохой-Надь, и Марсель Брейер, и многие другие не менее выдающиеся деятели искусств той эпохи. Сие соцветие талантов отражало собой синергию различных арт-сфер, которую Вагнер называл Gesamtkunstwerk. Здесь кипела жизнь и зарождалась новая эстетическая эпоха.

Но увы, этот модернистский рай был обречен на уничтожение лично Гитлером, который считал художников этой плеяды потенциально опасными идеологическими врагами, что обострилось ближе к концу 30-х, хотя изначально как такового противостояния не наблюдалось. Когда власть фюррера окончательно закрепилась в Германии, стало ясно, что вышеперечисленным талантам оставаться в стране чрезвычайно опасно, после чего им пришлось спешно оставить свой оазис искусств и спешно отчалить в США.
Здесь деятельность Миса получила новый виток, главным следствием чего стали знаменитые небоскребы, сегодня по совместительству с архитектурной ценностью ещё и являющиеся не менее вожделенными фотообъектами. Особенно выделяется , конечно, темно-стеклянный красавец Сигрэм Билдинг. Именно он стал главным референсом бесчисленного количество офисных зданий по всему миру. Позже в архитектурном бюро ван дер Роэ создадут ещё несколько схожих проектов, среди которых известный IBM(AMA) Plaza.

Одним из наиболее известных и растиражированных подражателями творением Миса, вдохновение в котором черпают архитекторы уже несчетного поколения, является «Стеклянный дом», построенный на рубеже 40-х и 50-х годов для женщины-хирурга Эдит Фарнсуорт. Минималистичный корпус-прямоугольник «парит» над землей на стойках, а стекло утрирует воздушный эффект. В последствие дом ожидаемо получил статус памятника архитектуры штата Иллинойс, где сегодня открыт музей.
Всего за год до смерти, в 1968 году, дизайнер презентовал миру свою последнюю работу, — Здание Новой Национальной Галереи в Берлине.

В 1969 году архитектор скончался, оставив неоценимое по масштабу наследие. Облик зданий в «стиле Миса» с завидной частотой выбирают любители минимализма и сегодня, спустя более полувека после его смерти. Фирменный почерк ван дер Роэ показал себя, как вневременная эстетика.

*Источники: Life.com, architecturaldigest.com