MANIÈRE
АРТ

АД И РАЙ МАРИНЫ АБРАМОВИЧ

Именно её яркий образ в первую очередь приходит на ум при слове «перформанс», и именно на её счёт много лет не унимается жаркая полемика как между искусствоведами, так и среди обывателей, далеких от тонкостей современных арт-направлений. Но одну из своих целей она достигла точно, - Марина Абрамович и её творчество вот уже полвека будоражат зрителя, не оставляя никого равнодушным.

Будущая звезда акционизма родилась 30 ноября 1946 года в Белграде, в семье военных, - во время 2-ой Мировой войны её родители вступили в ряды югославских партизан. Войо, отца-главнокомандующего, почитали как героя, да и мать Даница была весьма уважаема, и дослужилась до майора.

Увы, страшный опыт и воинствующие характеры родителей не могли не сказаться на детстве маленькой Марины, буквально превратив её жизнь в казарму. Её часто наказывали за малейшие провинности, запирали в кладовой, называемой ею «плакар». Мама и тётя не считали рукоприкладство запретным методом воспитания, и синяки и кровь стали для девочки обыденностью.

Вероятно, именно это и послужило первопричиной сильнейших мигреней, вынуждавших художницу оставаться недвижимой во время приступов, которые начались с раннего отрочества. Поэтому в её перформансах так часто прослеживаются мотивы обездвиженности и боли.

Стоит также отметить, что до 6 лет, - психологического возраста, когда ребёнок более всего нуждается в родителях, Марина жила с бабушкой, относившейся к малышке намного мягче отца и матери. Парадоксально, но, возможно, это пошло девочке на пользу, ведь художница утверждает, что если бы не эти годы, она бы в принципе не знала, что такое любовь.

Бабушка была очень религиозной, и каждое 7 января устраивала пышный праздник в честь Рождества, который одновременно восхищал и ужасал Марину, ведь в коммунистической Югославии религиозность каралась очень жестоко. Праздничное веселье всегда проходила за плотно задернутыми чёрными шторами и сопровождалось тревогой.

Между собой родители Марины совсем не уживались, - дома не утихала война, передохнуть от постоянных скандалов было невозможно. День за днём девочка наблюдала разборки с демонстративными жестами вроде битья посуды и выплёскивания на голову горячего супа. Возможно, эта непрекращающаяся театральность также сформировала любовь художницы к представлениям.

Отец открыто изменял матери, не скрывая подружек даже от Марины. Во время совместных прогулок, женщины постоянно дарили девочке что-то красивое, и, приходя в восторге домой, где подарками служили обычно неинтересные для ребёнка книги, она делилась этим с мамой, которая тут же выбрасывала все игрушки в окно. Как выяснилось многим позже, Даница была очень травмирована отношением мужа, который даже Марину назвал в честь девушки, некогда считавшейся его первой любовью. Он тяжело перенёс её потерю, так как она подорвалась на мине прямо на его глазах. Тем не менее, с отцом у девочки отношения сложились намного лучше, чем с матерью.

Парадоксально то, что за искусство её строгая родительница не только не наказывала, но и поощряла, выделив в доме для Марины целую отдельную студию.

В отрочестве она и устроила свой первый «перформанс». Стесняясь тогда своего носа, юная акционистка намерилась кружиться вокруг родительской кровати до тех пор, пока не упадёт от головокружения, ударившись носом о деревянный край, после чего по задумке её должны были бы отвезти в больницу и подарить новый, более утонченный профиль. В итоге план удался, но не совсем, - Марина ударилась, но щекой, чему сегодня рада, осознавая, что её лицо с носом Бриджит Бардо смотрелось бы ужасно.

Когда Марине было 18, отец окончательно оставил семью, что сделало мать ещё строже,- пока дочь не съехала из родительского дома в 29 лет, Даница предписывала ей возвращаться не позднее 10, что кажется невообразимым в том числе и самой художнице,- в её голове по сей день не укладывается факт того, что тайминг каждого из опасных и скандальных перформансов того времени был рассчитан строго до 22.00. И это при том, что Марина в 25 лет вышла замуж за Нешу Париповича, с которым они жили отдельно из-за очередной прихоти родительницы-диктатора. «В первый раз я обняла маму, когда она была в глубокой деменции, и она позволила это сделать лишь потому, что уже не узнавала меня». - позже вспоминала Марина.

В одном из интервью Марина призналась, что с возрастом начала осознавать мотивы матери, которая, как оказалось, просто так понимала любовь. Найдя позже её дневники, Марине открылось, насколько одинокой, несчастной и травмированной была Даница. Она боялась за дочь, стараясь сделать таким образом её сильной.

Когда Марина сепарировалась от матери почти в 30 лет, в её жизни начался новый виток.

30 ноября 1976 года состоялась встреча художницы с Франком Уве Лайсипеном по прозвищу «Улай». Они называли себя сиамскими близнецами, символом выбрав фото сросшихся рёбрами младенцев, и не только потому, что оба родились 30 ноября.

Они познакомились, работая вместе во время тв-съёмки в Амстердаме. После этого, по словам Марины, их постоянно преследовали мистические совпадения. Она могла порезать палец, а позже при встрече выяснялось, что и Улай повредил тот же по очередности палец. Они мыслили одинаково, договаривали друг за другом фразы, и между ними установилось такое взаимопонимание, что Марине иногда виделась в этом телепатия.

Этот союз был обречён на известность своими совместными проектами, первым из которых стал перформанс: полностью обнажённые партнеры стояли на расстоянии 20 метров друг от друга, по команде начиная бежать навстречу. Целью было столкновение, которое в первый раз они миновали из-за маленькой скорости. Далее Марина и Улай возвращались на позиции, и повторяли манёвр, но уже быстрее. С каждым разом не задеть друг-друга становилось всё сложнее, и в конце Марина уже падала при ударе от ускорения. Таким метафоричным образом художники хотели показать слияние двух энергий и рождение третьей - «that self», «другого я», лишенного эго и, как называет её Марина, - являющейся высшей формой искусства. И любви.

Тогда они с Улаем, по словам Марины, были идеальной парой, живя в старом фургоне и взяв «домой» собаку из приюта. Детей художница не хотела, утверждая, что материнство невозможно совместить с свободой искусства, являющейся для неё первым и абсолютным жизненным приоритетом.

Тогда же и был написан совместный с Улаем манифест «Art Vital», где были следующие положения:
Отказ от постоянного места жительства
Непрерывное движение
Отсутствие любых повторений
Риск и опасность
Расширение границ
Доверие случаю
Стремление к опасности
Только самостоятельный выбор и пр.

Передвигаясь с места на место, они зарабатывали еду в обмен на работу у пастухов и крестьян, объездили при этом всю Европу, а чтоб согреться, Марина вязала им свитера на зиму. Художница утверждает, что именно тогда они были очень счастливы, и, несмотря на почти полное отсутствие денег, постигли почти полную свободу: постоянно занимались любовью, путешествовали, непрерывно придумывали и воплощали идеи. «Мы были очень бедными, но ощущали себя очень богатыми».

Заключительный совместный перформанс на Великой Китайской стене задумывался иначе, планировался не в 1988, а в 1980 году, и назывался «Любовники». Изначально Марина и Улай должны были идти друг-другу навстречу, он со стороны пустыни, а она - со стороны моря, а повстречавшись, пожениться.

Но за 8 лет, что пара ждала разрешения китайских властей и по этой причине уже многократно посетила Китай, многое поменялось. Чувства начали терпеть поражение перед временем. В итоге, Улай женился на китайской переводчице, которая сопровождала его и по пути забеременела. Повстречавшись, любовники окончательно расстались.

Марина была разбита. Выкупила у Улая права на все совместные проекты, и зареклась видеться с ним. Однако, в 2016 году, Улай решил оспорить договор и выиграл суд. Что ещё больше разрушило Марину.

Она отправилась за спасением в медитационный центр в Индии. И… снова встретила там Улая. Им в очередной раз пришла одна и та же идея. Марина хотела сбежать, но осталась, увидив в этом предназначение.

Месяц они вместе медитировали, после чего простили друг-друга. Любовь вернулась, получив новое воплощение в дружбе, которая продлилась до самой смерти Улая. Они даже анонсировали начало подготовки к совместной книге-автобиографии, но, увы, не успели реализовать свой последний проект.

По утверждению Марины, она училась безусловной любви через страдания. В 2005м году акционистка вышла замуж за Паоло Конвари, которому доверилась после долгого периода психологической реабилитации от расставания с Улаем. И спустя 4 счастливых года, снова осталась одна.

Свои эмоции Марина выражала в первую очередь в искусстве:

Первым из наиболее запомнившихся не только широкой публике, но и самой художнице перформансов можно назвать «Ритм 0». Проводилась акция в 1974 году в Галерее Морра, Неаполь. Марина выложила на столе 74 предмета, нейтральные и опасные, вплоть до заряженного одним патроном револьвера.

Сама художница стояла там же неподвижно и пообещала не реагировать, какие бы действия с ней ни совершали. И хотя изначально люди проявляли себя в основном нейтрально, к середине перформанса толпа начала показывать свою натуру. В ход пошли шипы роз, ножи, а леденящей кровь кульминацией этой содомии стал эпизод, когда мужчина схватил револьвер и уже направил на Марину, но к счастью был остановлен другим посетителем.

Спустя ровно 6 часов Марина в слезах и кровоподтеках внезапно резко сорвалась в сторону толпы, которая стала разбегаться в ужасе от потенциального отмщения. Этот эксперимент плотно закрепился не только в истории искусств, но и в учебниках по психологии, а художница долго восстанавливалась от пережитого кошмара.

Много творческих проектов были исполнены вместе с Улаем. О первом и последнем из них мы успели рассказать выше. Но известность получили также и следующие арт-представления:

«Iponderabilia» многим мог повстречаться на фотографиях стоящей в узком проходе полностью обнажённой пары. Посетители должны были протискиваться через оставшийся проём. Марина объясняет идею тем, что в процессе движения сквозь эту «рамку», человек бессознательно выбирал одного из художников, несмотря на популярную в информационных источниках трактовку о метафоре рождения.

«Отношения во времени». Улай и Марина сидят в помещении с зафиксированными в общую конструкцию волосами, недвижимые в течение 17 часов. Таким образом, от положения одного партнера зависели ощущения второго, что с каждым часом приносило всё больший дискомфорт и требовало всё больше терпения и соучастия от обоих.

Одним из самых завораживающих и опасных арт-экспериментов влюблённых является «Энергия покоя» 1980 года. Улай и Марина в течение полутора минут держат хрупкое равновесие напротив друг-друга с помощью лука с натянутой тетивой и стрелой, направленной в сердце Марины и удерживаемой Улаем. Любое малейшее неосторожное движение было чревато мгновенной смертью художницы. Одновременно динамик транслировал ритмы сердец пары. Марина называет «Энергию покоя» одним из самых психологически сложных и волнительных перформансов.

Драматичное расставание Марины и Улая на Великой китайской стене в 88м году ознаменовывает «Нью-Йоркский период» в истории Абрамович, которая уезжает за океан, подальше от воспоминаний.

Следующим ярким акцентом в творческой биографии Марины стал перформанс «Балканское барокко» 1997 года, посвящённый жертвам войны в Югославии. Акционистка в течение нескольких дней на глазах у публики отмывала полторы тысячи окровавленных костей. «Я никогда не не говорила, что я из Сербии. Я из страны, которой больше нет».

В 2002 году Марина делает следующий шаг в исследовании границ выносливости и самопознания. «Дом с видом на океан» по сути являлся конструкцией из трёх отсеков-комнат, расположенных на высоте человеческого роста и представляющих собой крайне аскетичную версию ванной, кухни и спальни. К каждой из комнат была приставлена лестница, где вместо перекладин были вставлены лезвиями вверх острые ножи. Марина провела без еды и развлечений 12 дней, всё это время за ней наблюдала публика.

В России же известность пришла к художнице через скандальный фильм «Балканский эротический эпос», который без цензуры может быть представлен если только на сайтах для взрослых. В нём Марина проецирует древний фольклор своей родины, в том числе ритуалы и гадания, часто традиционно сопряжённые с эротическими мотивами. Завирусившийся в 2006 году ролик спровоцировал бурю обсуждений и, как следствие, повышенный интерес к арт-персоне среди отечественной аудитории.

В 2010 году сольный проект Абрамович внезапно вылился в очередной дуэт с Улаем, когда он неожиданно подсел к ней во время перформанса «В присутствии художника». Неконтролируемые, по-детски трогательные и искренние реакции пары произвели настоящий фурор, а видео этого откровения облетело без малого весь мир.

Далее последовали скандальный ужин в рамках «Манифеста жизни художника» 2011 года, и «Пять стадий танцев майя» 2018 года. А сегодня в планы Марины Абрамович входит повторение перформанса «В присутствии художника» в качестве благотворительного аукциона. Вырученные средства Марина намеревается перечислить на нужды украинских беженцев. И останавливаться на достигнутом 75летняя акционистка пока не собирается.

Безусловно, полный список работ и проектов Марины Абрамович перечислить в одной статье невозможно, но ознакомиться с ними подробнее стоит на сайте художницы. Одно можно утверждать смело - если и можно применить термин «Классика современного искусства», то его воплощением является Марина Абрамович.