Среди множества интервью звезд со звездами мы нашли настрящую драгоценность — поразительно откровенную и долгую беседу двух мэтров авангардной моды, которую тем не менее уже можно назвать классикой — Йоджи Ямамото и Риком Оуэнсом с участием Анжело Флаккавенто для издания System.
Мы перевели текст и, признаться, сами погрузились в это удовольствие дождливым, хотя и уютным осенним вечером. Сегодня делимся с Вами отрывками из материала, что захватил нас до тех пор, пока мы, завороженные, не вынырнули из неожиданного водоворота воспоминаний двух гениев, будто из транса. И хотя сегодня уже светит яркое солнце, даже для обывателя моды статья обязательна к прочтению! Переходите по ссылке на полный текст, а мы поделимся своими любимыми цитатами.
Мы перевели текст и, признаться, сами погрузились в это удовольствие дождливым, хотя и уютным осенним вечером. Сегодня делимся с Вами отрывками из материала, что захватил нас до тех пор, пока мы, завороженные, не вынырнули из неожиданного водоворота воспоминаний двух гениев, будто из транса. И хотя сегодня уже светит яркое солнце, даже для обывателя моды статья обязательна к прочтению! Переходите по ссылке на полный текст, а мы поделимся своими любимыми цитатами.
О ДЕТСТВЕ И НАЧАЛЕ ПУТИ
"Рик: Йоджи, где ты научился делать выкройки?
Йоджи: Выкройки? Ну, позвольте мне начать с того, что я расскажу вам о моем самом сильном воспоминании, когда я выпустился из университета…
Рик: …в каком университете ты обучался?
Йоджи: В известном университете в Токио… сдал непростой экзамен, чтобы поступить туда, и когда там оказался, у меня было около 10 или 12 очень близких друзей. Сыновья владельцев крупных компаний или известных магазинов. Я имею в виду, ребята из действительно богатых семей. Ну а я был беден и потерял отца.
Рик: Сколько тебе было лет, когда ты лишился отца?
Йоджи: Я был почти младенцем. И моя мама приняла для себя решение больше не выходить замуж. Она также приняла решение очень много работать, чтобы помочь мне в жизни. И устроилась швеей прямо по соседству. Поэтому, когда я готовился к университетским экзаменам и знакомился с миром бизнеса, я уже чувствовал несправедливость, так как жил только с мамой, и мы были бедными. Но не грустными, а просто бедными.
Рик: Как ты осознал, что ты бедный?
Йоджи: Я помню, как однажды меня пригласили на рождественскую вечеринку к другу, а у них был действительно великолепный дом с теннисным кортом в саду, и я до сих пор помню, как тогда про себя подумал: «О, это не мой мир». Как бы таи ни было, после окончания университета я спросил маму: «Могу ли я помочь тебе, мама, с твоей работой по шитью?» Она после этого не разговаривала со мной две недели, потому что тратила огромные деньги на это дорогое образование последние три с половиной года, и была просто шокирована моим решением заняться одеждой. Наконец, она сдалась и сказала мне: «Йоджи, если ты действительно хочешь мне помочь, тебе придется пойти в школу шитья, и, по крайней. мере нужно будет научиться кройке. Только действительно научиться». И я действительно научился."
Йоджи: Выкройки? Ну, позвольте мне начать с того, что я расскажу вам о моем самом сильном воспоминании, когда я выпустился из университета…
Рик: …в каком университете ты обучался?
Йоджи: В известном университете в Токио… сдал непростой экзамен, чтобы поступить туда, и когда там оказался, у меня было около 10 или 12 очень близких друзей. Сыновья владельцев крупных компаний или известных магазинов. Я имею в виду, ребята из действительно богатых семей. Ну а я был беден и потерял отца.
Рик: Сколько тебе было лет, когда ты лишился отца?
Йоджи: Я был почти младенцем. И моя мама приняла для себя решение больше не выходить замуж. Она также приняла решение очень много работать, чтобы помочь мне в жизни. И устроилась швеей прямо по соседству. Поэтому, когда я готовился к университетским экзаменам и знакомился с миром бизнеса, я уже чувствовал несправедливость, так как жил только с мамой, и мы были бедными. Но не грустными, а просто бедными.
Рик: Как ты осознал, что ты бедный?
Йоджи: Я помню, как однажды меня пригласили на рождественскую вечеринку к другу, а у них был действительно великолепный дом с теннисным кортом в саду, и я до сих пор помню, как тогда про себя подумал: «О, это не мой мир». Как бы таи ни было, после окончания университета я спросил маму: «Могу ли я помочь тебе, мама, с твоей работой по шитью?» Она после этого не разговаривала со мной две недели, потому что тратила огромные деньги на это дорогое образование последние три с половиной года, и была просто шокирована моим решением заняться одеждой. Наконец, она сдалась и сказала мне: «Йоджи, если ты действительно хочешь мне помочь, тебе придется пойти в школу шитья, и, по крайней. мере нужно будет научиться кройке. Только действительно научиться». И я действительно научился."
О МАМЕ
"Рик: Моей маме сейчас 87, и мы ведем с ней разговоры о том, как она желает жить дальше.
Йоджи: Сейчас самое время подумать об этом.
Рик: У неё идеальное здоровье, но мы понимаем, что она всё же становится медленнее. Приезжает в Париж дважды в год на женские показы, но мы начали обсуждать то, где именно она хочет быть. Нелегко попытаться это обмозговать. Но не страшно, а, скорее, интересно.
Йоджи: Интересно. Честно говоря, я боюсь думать о смерти матери. Я не могу представить, насколько глубокими и сильными будут эмоции, если я ее потеряю. Просто хочу, чтобы она жила... вечно."
Йоджи: Сейчас самое время подумать об этом.
Рик: У неё идеальное здоровье, но мы понимаем, что она всё же становится медленнее. Приезжает в Париж дважды в год на женские показы, но мы начали обсуждать то, где именно она хочет быть. Нелегко попытаться это обмозговать. Но не страшно, а, скорее, интересно.
Йоджи: Интересно. Честно говоря, я боюсь думать о смерти матери. Я не могу представить, насколько глубокими и сильными будут эмоции, если я ее потеряю. Просто хочу, чтобы она жила... вечно."
ОБ АРХИВАХ И НАСЛЕДИИ
"Рик: Ты же создаешь архивы?
Йоджи: Нет, мне это не нравится. [Смеется]
Рик: Это просто безрассудно! Но это твоё дело… Ты можешь поступать так, как хочешь.
Йоджи: Просто обо всем забудь.
Рик: Я вовсе не думаю, что это плохая идея. Я-то на самом деле тоже никогда не вел архивы…
Йоджи: Хорошо.
Рик: Но всякий раз, когда кто-то что-то создает, он что-то этим выражает, и кто-то вроде тебя должен быть очень осторожен, чтобы передать свое сообщение самым точным образом. Ты в этом не небрежен. Когда ты собираешь
все свои работы вместе, это становится твоим глобальным выражением, и я думаю, ты должен хотеть защитить это, чтобы творчество не было неправильно трактовано. Ты никогда не думал о том, что кто-то купит имя Йоджи Ямамото через 50 лет после твоей смерти, и ужасная одежда будет висеть с твоим лейблом на ней?
Йоджи: Какая страшная мысль!
Рик: Да, ночной кошмар, я-то знаю. Может быть, ты и прав, что вообще не думаешь об этом.
"Рик: Ты же создаешь архивы?
Йоджи: Нет, мне это не нравится. [Смеется]
Рик: Это просто безрассудно! Но это твоё дело… Ты можешь поступать так, как хочешь.
Йоджи: Просто обо всем забудь.
Рик: Я вовсе не думаю, что это плохая идея. Я-то на самом деле тоже никогда не вел архивы…
Йоджи: Хорошо.
Рик: Но всякий раз, когда кто-то что-то создает, он что-то этим выражает, и кто-то вроде тебя должен быть очень осторожен, чтобы передать свое сообщение самым точным образом. Ты в этом не небрежен. Когда ты собираешь
все свои работы вместе, это становится твоим глобальным выражением, и я думаю, ты должен хотеть защитить это, чтобы творчество не было неправильно трактовано. Ты никогда не думал о том, что кто-то купит имя Йоджи Ямамото через 50 лет после твоей смерти, и ужасная одежда будет висеть с твоим лейблом на ней?
Йоджи: Какая страшная мысль!
Рик: Да, ночной кошмар, я-то знаю. Может быть, ты и прав, что вообще не думаешь об этом.
Йоджи: [Смеется]"
О СТАТУСЕ
О СТАТУСЕ
"Рик: Ну, я думаю, слово «икона» немного мелодраматично, но считаю, что «эстетический контрибьютор в сфере культуры» — весьма практичный и приятный способ тебя выразить. Ты считаешь, что это приемлемо? Или слишком драматично, и предпочитаешь считать себя просто парнем?
Йоджи: Просто парнем.
Рик: Ну это же не так!
Йоджи: Я просто парень, который может сшить платье, который может сшить наряд. Я могу кроить. Вот и всё. Я мастер."
Йоджи: Просто парнем.
Рик: Ну это же не так!
Йоджи: Я просто парень, который может сшить платье, который может сшить наряд. Я могу кроить. Вот и всё. Я мастер."
ОБ ОТЦЕ
"Рик: Ты хорошо знал своего отца?
Йоджи: Он умер в конце войны, в 1944 году, когда я был годовалым младенцем. Его отправили в армию, он исчез и больше не вернулся. Но до сих пор я чувствую, что он подталкивает меня, направляет. Это очень странное ощущение.
Йоджи: Люди из окружения моей матери подтолкнули ее к организации похорон моего отца, а она сама всегда верила, что он вернется. Она долго ждала, но в конце концов сдалась и устроила ему пышные похороны, когда мне было четыре или пять лет. И в тот момент я испытал ярость на других взрослых, — мой гнев на общество начался именно в тот момент. Я сказал себе: «Я не собираюсь быть частью этого общества! Я хочу быть аутсайдером или даже стать преступником!».
Йоджи: Он умер в конце войны, в 1944 году, когда я был годовалым младенцем. Его отправили в армию, он исчез и больше не вернулся. Но до сих пор я чувствую, что он подталкивает меня, направляет. Это очень странное ощущение.
Йоджи: Люди из окружения моей матери подтолкнули ее к организации похорон моего отца, а она сама всегда верила, что он вернется. Она долго ждала, но в конце концов сдалась и устроила ему пышные похороны, когда мне было четыре или пять лет. И в тот момент я испытал ярость на других взрослых, — мой гнев на общество начался именно в тот момент. Я сказал себе: «Я не собираюсь быть частью этого общества! Я хочу быть аутсайдером или даже стать преступником!».
О НОВОМ ПОКОЛЕНИИ ДИЗАЙНЕРОВ
"Рик: Я хотел спросить тебя об одном: что ты думаешь о молодых дизайнерах?
Йоджи: Они OK, не враги.
Рик: Иногда я смотрю на новое поколение дизайнеров и думаю, что это их работа — провоцировать меня, оскорблять меня и реагировать на меня. Но я не вижу в них достаточно страсти или силы.
Йоджи: Ты здесь прав.
Рик: Но я вижу много расчета. Например, «Как мне оптимизировать Instagram?» «Как мне оптимизировать свои ресурсы?» И я думаю, что это новая эстетика, которая призвана была нас оскорбить. Факт, что они отвергли ремесло и поэзию, создав все вокруг цинизма и расчета. Я вовсе не утверждаю, что это плохо, потому что волнительно видеть, как кто-то что-то делает в качестве реакции. Но я не знаю, как долго это продлится. Будет забавно посмотреть на развитие всего этого. Тебя иногда цепляет молодая мода?
Йоджи: Никогда. Это так скучно."
"Рик: Я хотел спросить тебя об одном: что ты думаешь о молодых дизайнерах?
Йоджи: Они OK, не враги.
Рик: Иногда я смотрю на новое поколение дизайнеров и думаю, что это их работа — провоцировать меня, оскорблять меня и реагировать на меня. Но я не вижу в них достаточно страсти или силы.
Йоджи: Ты здесь прав.
Рик: Но я вижу много расчета. Например, «Как мне оптимизировать Instagram?» «Как мне оптимизировать свои ресурсы?» И я думаю, что это новая эстетика, которая призвана была нас оскорбить. Факт, что они отвергли ремесло и поэзию, создав все вокруг цинизма и расчета. Я вовсе не утверждаю, что это плохо, потому что волнительно видеть, как кто-то что-то делает в качестве реакции. Но я не знаю, как долго это продлится. Будет забавно посмотреть на развитие всего этого. Тебя иногда цепляет молодая мода?
Йоджи: Никогда. Это так скучно."
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С РЕЙ КАВАКУБО
"Йоджи: Позволь мне сказать правду. Я жил с Рей Кавакубо около восьми лет, и мы основали компанию по производству одежды Ready-to-Wear, совершенно иную, чем сейчас. Через пять или шесть лет у нас было достаточно магазинов в Японии, поэтому я сказал: «Рей, почему бы нам не поехать в Париж, чтобы открыть новый магазин?» Она ответила мне: «Нет, нет, нет, моя компания перегружена. У меня нет времени открывать новый магазин в Париже; это невозможно». Посему я подытожил: «Хорошо, Рей, я поеду первым без тебя. Извини». Поэтому я приехал сюда и нашел на очень узкой улочке, которая называется Rue de Cygne, очень-очень маленький магазин. И вот во время открытия ко мне подошел один из покупателей или, может быть, журналист и сказал: «Эй, Йоджи, Рей устраивает шоу в отеле здесь, в Париже». Не сказав мне.
Рик: Я этого не знал...
Йоджи: Это было секретом, о котором я раньше не рассказывал. Я ответил: «Что?». Как вы знаете, байеры очень хотят найти что-то новое, так как управляют магазинами и нанимают людей, им приходится продавать. На открытие магазина многие из них пришли; затем Рей устроила свое шоу в этом отеле. В газете было написано: «Прибытие Желтой Армии». Но нас было всего двое. То есть вы называете это армией? Я был удивлен. Все началось с той точки, с того момента, именно таким образом. Семьдесят процентов журналистов не одобрили то, что мы делали. Но мне очень понравился материал WWD из Нью-Йорка. Они сделали большую статью: поместили один образ Йоджи Ямамото и один образ Рей, поставив большой крест на странице, и написали латинскими буквами «sayonara». Здорово!
Рик: Но, погоди. Ты даже не знал, что Рей была в Париже? Ты просто внезапно услышал, что она делает здесь шоу?
Йоджи: Да, я был так удивлен.
Рик: Она тебя вывела?
Йоджи: Немного.
Рик: Вы тогда все еще были вместе?
Йоджи: Это был первый момент, когда я начал думать, что мы расстанемся. Я не слишком долго плакал, потому что понимал её. Я мог понять, что она чувствовала. Но в моей компании сотрудники и инвесторы злились на меня. Возможно, даже думали, что я их предал.
Рик: Оглядываясь назад, есть ли какой-то другой результат, который вы могли предвидеть заранее? Как в отношениях, вы можете подумать, — если бы я послушал или повел себя по-другому, все было бы иначе? Вы оглядываетесь назад и понимаете: «Я хотел бы поступить по-другому?»
Йоджи: Я не люблю оглядываться назад. Я всегда думаю о чем-то следующем. Я просто боялся почувствовать себя ослепшим к новым вещам, новым эмоциям. У меня остались яркие воспоминания о шоу, когда я делал только свадебные платья. Оно имело большой успех у прессы."
Рик: Я этого не знал...
Йоджи: Это было секретом, о котором я раньше не рассказывал. Я ответил: «Что?». Как вы знаете, байеры очень хотят найти что-то новое, так как управляют магазинами и нанимают людей, им приходится продавать. На открытие магазина многие из них пришли; затем Рей устроила свое шоу в этом отеле. В газете было написано: «Прибытие Желтой Армии». Но нас было всего двое. То есть вы называете это армией? Я был удивлен. Все началось с той точки, с того момента, именно таким образом. Семьдесят процентов журналистов не одобрили то, что мы делали. Но мне очень понравился материал WWD из Нью-Йорка. Они сделали большую статью: поместили один образ Йоджи Ямамото и один образ Рей, поставив большой крест на странице, и написали латинскими буквами «sayonara». Здорово!
Рик: Но, погоди. Ты даже не знал, что Рей была в Париже? Ты просто внезапно услышал, что она делает здесь шоу?
Йоджи: Да, я был так удивлен.
Рик: Она тебя вывела?
Йоджи: Немного.
Рик: Вы тогда все еще были вместе?
Йоджи: Это был первый момент, когда я начал думать, что мы расстанемся. Я не слишком долго плакал, потому что понимал её. Я мог понять, что она чувствовала. Но в моей компании сотрудники и инвесторы злились на меня. Возможно, даже думали, что я их предал.
Рик: Оглядываясь назад, есть ли какой-то другой результат, который вы могли предвидеть заранее? Как в отношениях, вы можете подумать, — если бы я послушал или повел себя по-другому, все было бы иначе? Вы оглядываетесь назад и понимаете: «Я хотел бы поступить по-другому?»
Йоджи: Я не люблю оглядываться назад. Я всегда думаю о чем-то следующем. Я просто боялся почувствовать себя ослепшим к новым вещам, новым эмоциям. У меня остались яркие воспоминания о шоу, когда я делал только свадебные платья. Оно имело большой успех у прессы."
О НОСИБЕЛЬНОСТИ
"Йоджи: Меня пригласили в Нью-Йорк как дизайнера года. Но с деловой стороны все было так плохо — кто купил бы это свадебное платье?
Рик: Я был уверен, что вы продавали их в черном, не так ли? Разве у вас не было версий в черном, не было других вещей в коллекции? Я имею в виду, ты же когда-нибудь думал: «Вот это я хочу делать, а это люди хотят получить от меня, и поэтому мне нужно все это сбалансировать»?
Йоджи: Да, именно поэтому я и создал компанию по производству Ready-to-Wear."
Рик: Я был уверен, что вы продавали их в черном, не так ли? Разве у вас не было версий в черном, не было других вещей в коллекции? Я имею в виду, ты же когда-нибудь думал: «Вот это я хочу делать, а это люди хотят получить от меня, и поэтому мне нужно все это сбалансировать»?
Йоджи: Да, именно поэтому я и создал компанию по производству Ready-to-Wear."
О ПРОВАЛАХ
"Йоджи: «Когда компания стала немного прибыльнее и известнее, моя мать сказала мне: «Эй, Йоджи, мы начали нашу жизнь с нуля, а может, даже с минуса, так что мы можем вернуться к нулю, без проблем». Это было самое приятное, что она могла когда-либо сказать. Мне не нужно беспокоиться об ошибках компании или о том, когда она идет на спад. Это слово моей матери очень помогло мне. И до сих пор помогает, когда я совершаю ошибку, двигаться вперед."
О СПОРТИВНОЙ МОДЕ И Y-3
"Йоджи: Был момент, когда я почувствовал, что мода и то, чем я занимаюсь, слишком далеко ушли от языка улиц. В то же время началось движение кроссовок, особенно в Нью-Йорке. По утрам можно было увидеть бизнесменов, бегущих в офис в спортивной обуви; они приходили, переодевались и избавлялись от них. Я позвонил в Nike и сказал: «Мне очень интересны кроссовки. Ваша компания хотела бы посотрудничать с дизайнером?». Затем пришел очень приятный ответ: «Извините, мистер Ямамото, но мы будем поддерживать только дизайнеров не из мира высокой моды, большое спасибо». Поэтому я позвонил в Adidas, и они сказали: «Итак, Йоджи, вы хотите что-то сделать с нами?». И мы сделали. Это было 16 лет назад. Я действительно олсознавал, что ушел слишком далеко от улицы, и линейка Y-3 изменила это. Иногда дизайн кроссовок слишком уродлив, но мне нужно это ощущение улицы.
"Йоджи: Был момент, когда я почувствовал, что мода и то, чем я занимаюсь, слишком далеко ушли от языка улиц. В то же время началось движение кроссовок, особенно в Нью-Йорке. По утрам можно было увидеть бизнесменов, бегущих в офис в спортивной обуви; они приходили, переодевались и избавлялись от них. Я позвонил в Nike и сказал: «Мне очень интересны кроссовки. Ваша компания хотела бы посотрудничать с дизайнером?». Затем пришел очень приятный ответ: «Извините, мистер Ямамото, но мы будем поддерживать только дизайнеров не из мира высокой моды, большое спасибо». Поэтому я позвонил в Adidas, и они сказали: «Итак, Йоджи, вы хотите что-то сделать с нами?». И мы сделали. Это было 16 лет назад. Я действительно олсознавал, что ушел слишком далеко от улицы, и линейка Y-3 изменила это. Иногда дизайн кроссовок слишком уродлив, но мне нужно это ощущение улицы.
«Я всегда буду чувствовать себя панком. Панковский слоган «NO FUTURE»написан на моем пиджаке. Но у людей моего поколения будущего даже больше, чем у молодых». Йоджи Ямамото
Источник system-magazine.com