На Парижской неделе моды Balenciaga в очередной раз вызвали бурю обсуждений вокруг своей новинки — клатча в виде пачки чипсов Lay's. Немногим ранее модный дом выпустил сумку, неотличимую внешне от мешка для мусора, а несколько лет назад — копию фирменного синего шоппера Фракта от Ikea.
Несмотря на то, что подобные эксперименты стали фирменным стилем Balenciaga, Демна Гвасалия далеко не первый, кто решил превратить обычную вещь в предмет роскоши. Или искусства.
Да, своё начало такие метаморфозы берут именно в искусстве. Ещё в далёком 1913 году Марсель Дюшан прикрепил велосипедное колесо к табуретке и презентовал его как арт-объект. Позже, в 1915-м, он придумал такого рода объектам название — ready-made, а ещё через пару лет создал свой главный шедевр — «Фонтан», представляющий собой обыкновенный писсуар с подписью «R. Mutt». Дюшан не скрывал ироничности своих идей, открыто заявлял, что это — издёвка над искусством: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством». Смеётся ли Гвасалия? Пускай каждый ответит себе на этот вопрос сам.
Нельзя не вспомнить и короля иронии над консьюмеризмом Энди Уорхола и его «Банки с супом "Кэмпбелл"» 1962 года. Эта серия картин, состоящая из 32 полотен с изображениями разных видов супа Campbell's, вызвала шквал обсуждений, домыслов и критики вокруг себя. Однозначно можно сказать, что Balenciaga перенесла данный способ коммуникации с общественностью в новую плоскость, и использует его в сегменте товаров класса люкс.
Тем не менее, повседневные предметы не раз появлялись в моде и до того, как Демна Гвасалия сделал это своим фирменным приёмом. Вспоминаем яркие примеры:
1. Клатчи Olympia Le Tan в виде книжек. Бренд появился в 2009 году, и быстро стал мегапопулярным среди знаменитостей и не только.
2. Сумка Louis Vuitton Paint Can Bag, то есть банка с краской, дебютировала во время мужского показа коллекции FW22, посвящённого Вирджилу Абло.
3. Сумка Jil Sander Vasari является самой дорогой сумкой из крафтовой бумаги, когда-либо созданной. Впервые появившись на показе FW12, позже она продавалась за 290$ в бежевом цвете и за 630$ в чёрном. Vasari была изготовлена из высокопрочной мелованной бумаги с прошитыми швами, четырьмя люверсами золотистого цвета и логотипом бренда.
4. Хозяйственный баул в клетку вдохновил Céline на создание неоднозначного пальто и ещё нескольких предметов одежды в коллекции FW13.
5 Платье Moschino в виде кофра из химчистки создал известный enfant terrible мира моды Джереми Скотт. Появившийся в коллекции FW17 шедевр был полиэтиленовым, стоил 700$ и не предполагал никакого внутреннего платья.
6. И напоследок вспомним серию парфюмов Moschino в форме спрея для чистки окон.
Источники фотографий: vogue.com; lofficielusa.com; vogue.com.au; scmp.com; pagesix.com; louisvuitton.com; tate.org.uk; graziadaily.co.uk; mirror.co.uk; thefashionspot.com; соцсети