MANIÈRE
МОДА

17 МАРТА 1969 ГОДА РОДИЛСЯ АЛЕКСАНДР МАККУИН

Ли Александр Маккуин входит в плеяду исторических личностей индустрии моды первой величины. Его называли вундеркиндом и гением — и кажется, будто даже этих слов недостаточно, чтобы передать масштаб личности художника.

Являясь командором ордена Британской империи, он четырежды признавался лучшим британским дизайнером. Но главное — это неоценимое наследие и вдохновение, которое Маккуин оставил мировому «фонду» моды.

Увы, ни для кого не секрет, что жизнь Александра была красивой, но сложной, как готическая сказка, подстать его внутреннему миру, что, будто в волшебном зеркале, получало своё отражение в его творчестве.

Александр — пример дарования, родившегося далеко не в непривилигерованной семье. Однако, несмотря на скромный материальный уровень, обстановку в доме его детства нельзя было назвать дисфункциональной, так как мама юного таланта всегда поддерживала сына, которого не сильно интересовала учёба, кроме арт-дисциплин и французского языка.
В 16 лет Маккуин начинает свой творческий путь сразу с практики: после экспресс-курса по тейлорингу устраиваясь подмастерьем в Savile Row: ателье Gieves & Hawkes и Anderson and Shepherd. Там он работает над костюмами для представителей высшей финансовой и социальной прослойки, среди которых можно выделить Принца Чарльза, лорда Ротшильда и Михаила Горбачёва, и очень быстро усваивает все тонкости конструирования и пошива вплоть до самых сложновыполнимых.

В 1991 году поступает сразу на ступень магистра в Central Saint Martins, и выпускается с дипломной коллекцией Jack the Ripper Stalks His Victims, положив этим отправную точку своего стилистического ДНК. Работа с отсылками к мрачной странице Викторианской эпохи была моментально отмечена модным сообществом, в частности Изабеллой Блоу, ставшей его патроном и ближайшим другом.

Изабелла происходила из потерявшего былое финансовое влияние аристократического рода, и могла спонсировать обожаемого ею дебютанта относительно скромными суммами, но для сводившего концы с концами Александра это было настоящим спасением. Кроме того, эксцентричная подруга поспособствовала знакомству Александра с Филипом Трейси, ставшего постоянным шляпником показов Alexander McQueen.
Касаясь эстетических предпочтений художника, стиль МакКуина напоминал готическую сказку: наполненную одновременно красотой и сказочностью, историей и художественностью, мрачностью и кровожадностью, саботажем и хулиганством, драмой и трагедией. Сложный, но завораживающий коктейль. Марио Хьюм из журнала The Independent называл его показ Nihilism «theatre of cruelty» и «horror show»(«театр жестокости» и «шоу ужасов».

Названия его коллекций вполне отражали эти настроения: Nihilism, Banshee, Highland Rape, La Poupée, The Hunger, Dante и т.д. Основными мотивами становились тяжёлые темы. Например, показ Highland Rape был посвящён «насилию Великобритании над Шотландией».

А «Voss» психологическим проблемам в fashion-индустрии. В конце процессии, буквально наполненной психологическими экспериментами и моделями, изображающими безумие, грязный стеклянный куб посередине комнаты с зеркальными стенами распался, и внутри зрители могли лицезреть полностью обнаженную писательницу Мишель Олли в жуткой дыхательной маске будто из фильма Sanitarium. «Мое тело вступит в конфликт со старыми костлявыми воронами, что будут сидеть в зале… Я — главный страх большинства из них. Я — толстая»— опишет она свой перформанс. Сегодня такое высказывание потянуло бы сразу на несколько исков. Не говоря о показе.

Многие шоу сопровождались скандалами: зрителю сложно было расшифровать отсылки порой леденящих кровь образов, и потому они обрастали домыслами. Маккуина обвиняли в мизогинии и женоненавистничеству, с чем дизайнер горячо спорил, резко отрицая и порицая подобные теории. Можно однозначно сказать лишь то, что его показы являлись арт-перформансами, если не полномасштабными представлениями. Но даже столь невероятным по размаху шоу сложно было затмить искусное исполнение нарядов, гениально-красивую деконструкцию.

Александр представлял собой сочетание сверхталанта и мятежного духа, отрицая систему и правила. Побывав после окончания университета частью команд Кодзи Тацуно и Ромео Джильи, создаёт свой бренд, показывая в 1993 году дебютную коллекцию на Лондонской неделе моды, выпускает множество вышеупомянутых коллекций, а также успевает попробовать себя в качестве креативного директора Givenchy, что, однако, становится не самой удачной главой в истории Маккуина.

Художник спешит вновь сконцентрироваться на авторском творчестве. И стоит отметить, получается у него это вполне достойно. Тем более, в 2000 он продаёт 51% компании концерну Gucci, с сохранением позиции креативного директора. С привлечением инвестиций дизайнер получает ещё больше возможностей для самовыражения. В 2006 году свет видит первая коллекция молодёжной линии McQ.
Профессиональные дела Маккуина идут в гору, но в личной жизни у модельера всё обстоит намного более турбулентно. Не говоря о психологической детерминированности, что было заметно через призму самовыражения художника, в его жизни начали происходить трагедии.

В 2007-м году жизнь Изабеллы Блоу внезапно оборвалась. Причиной стал суицид. Для Маккуина это горе внезапно возымело ещё один тяжелый сторонний эффект: в прессе его начали обвинять в причастности к тяжёлому психологическому состоянию одного из ближайших для него друзей.

Отношения между Изабеллой и Александром действительно были непростые, что являлось прямым следствием их характеров. Между ними случались ссоры и грубость, которые вытекали в целые легенды, где уже сложно было отделить правду от лжи. Ему вменяли абьюзивное и потребительское отношение к Блоу… он горячо отрицал все подобные предположения.

При этом, для жёлтых изданий не являлось аргументом ни то, что они были очень близки, ни разбитый вид художника на похоронах подруги. В отличие от показов Маккуина, пресса была по-настоящему садистично жестока в своих заголовках.
Через три года, 2 Февраля 2010 года, умерла любимая мама дизайнера, через 9 дней после чего он совершил самоубийство. Когда-то в совместном интервью The Guardian Джойс спросила сына «Какой твой самый большой страх?» — «Что ты умрешь раньше меня» ответил Александр.

Действительно, после трагической потери матери его психологическое состояние резко ухудшилось. Журналисты сошлись во мнении, что этого горя Маккуин не перенёс.
Уход дизайнера стал огромной потерей для всего модного комьюнити, да и в целом для общества, ведь неспроста мы называли его в статье художником. Он определённо был творцом искусств в целом — образы, идеи и постановки завораживали и поражали в первую очередь эмоции. «Я просто высказываю те вещи, которые люди обычно пытаются скрыть в своих головах. Мысли о войне, религии, сексе… о том, что остальные не выносят вовне. Я заставляю их [людей- прим. редакции] наблюдать это, и они говорят мне, что это отвратительно. А я отвечаю: «на самом деле, милый, ты уже обо всём этом думал, так что не пытайся мне лгать».

Можно сколько угодно повторять слова об исключительности и уникальности Александра Маккуина, его гениальности и способностях, и всё это будет одновременно являться правдой и звучать недостаточно сложносочиненно, чтобы передать масштаб его психологической конструкции. Но хочется сказать, что вся эта надстройка проистекает из чрезвычайных душевных струн художника, эмоциональных сверхмощностей, из вселенной его ранимого и тонкого внутреннего мира. Истинное искусство без этого не существует.